Традиционные методы

Сравнительный анализ традиционных и инновационных методов обучения в школе

Традиционные методы обучения

Выделяется два традиционных метода обучения

Репродуктивный метод обучения используются для развития у учащихся творческого начала, подталкивают к добыванию информации уже из известного ученикам. Но всё-таки репродуктивный метод не может развивать, в полной мере, мышление учеников, их творческий потенциал.

Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности.

Таким образом, оба традиционных метода предполагают передачу знаний для учеников в готовом виде.

У данных методов можно выделить множество недостатков:

1. Нагрузка на память.

2. Низкая самостоятельность учащихся.

3. Рассевание внимания.

4. Неполное усвоение материала.

5. Неумение “думать” и самостоятельно принимать решения.

6. Средний объём знаний.

7. Средний темп в изучении материала.

Инновационные методы обучения

Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.

Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

К ним принадлежат:

  • упражнения, носящие творческий характер;
  • групповые задания;
  • образовательные, ролевые, деловые игры;
  • уроки-экскурсии;
  • использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать

Традиционные Инновационные
Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем
Формы организации Фронтальные, индивидуальные. Групповые, коллективные.
Методы обучения Иллюстративно-объяснительные, информационные. Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский
Ведущий тип деятельности Репродуктивный, воспроизводящий. Продуктивный, творческий, проблемный.
Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая деятельность, рефлексия
Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций. Организатор сотрудничества. консультант
Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

Методы обучения

Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

Методы обучения разделяют на три группы:

Методы организации.

  • Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
  • Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
  • Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы
  • 1. Устного контроля. Индивидуальный или фронтальный опрос.

    2. Письменного контроля. Контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты и пр.

    3. Лабораторного контроля, машинного контроля. Лабораторные работы, тесты, опросники.

    Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.

    Сравнительный анализ традиционных и инновационных методов обучения в школе

    Традиционные методы обучения

    Выделяется два традиционных метода обучения

    Репродуктивный метод обучения используются для развития у учащихся творческого начала, подталкивают к добыванию информации уже из известного ученикам. Но всё-таки репродуктивный метод не может развивать, в полной мере, мышление учеников, их творческий потенциал.

    Объяснительно-иллюстративный метод состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся воспринимают, осознают и фиксируют в памяти эту информацию. Сообщение информации учитель осуществляет с помощью устного слова, печатного слова, наглядных средств, практического показа способов деятельности.

    Таким образом, оба традиционных метода предполагают передачу знаний для учеников в готовом виде.

    У данных методов можно выделить множество недостатков:

    1. Нагрузка на память.

    2. Низкая самостоятельность учащихся.

    3. Рассевание внимания.

    4. Неполное усвоение материала.

    5. Неумение “думать” и самостоятельно принимать решения.

    6. Средний объём знаний.

    7. Средний темп в изучении материала.

    Инновационные методы обучения

    Эти методы включают активные и интерактивные формы, применяющиеся в обучении.

    Активные формы предусматривают деятельную позицию учащегося по отношению к преподавателю и к тем, кто получает образование вместе с ним. Во время уроков с их применением используются учебники, тетради, компьютер, то есть индивидуальные средства, использующиеся для обучения.

    Благодаря интерактивным методам, происходит эффективное усвоение знаний в сотрудничестве с другими учащимися. Эти методы принадлежат к коллективным формам обучения, во время которых над изучаемым материалом работает группа учащихся, при этом каждый из них несет ответственность за проделанную работу.

    К ним принадлежат:

    • упражнения, носящие творческий характер;
    • групповые задания;
    • образовательные, ролевые, деловые игры;
    • уроки-экскурсии;
    • использование видеоматериалов, интернета, наглядности;

    Инновационные методы обучения в школе способствуют развитию познавательного интереса у детей, учат систематизировать и обобщать изучаемый материал, обсуждать и дискутировать

    Традиционные Инновационные
    Цель Формирование знаний, умений, навыков Развитие способности самостоятельно ставить и отыскивать решения новых нестандартных проблем
    Формы организации Фронтальные, индивидуальные. Групповые, коллективные.
    Методы обучения Иллюстративно-объяснительные, информационные. Проблемные, проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский
    Ведущий тип деятельности Репродуктивный, воспроизводящий. Продуктивный, творческий, проблемный.
    Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая деятельность, рефлексия
    Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций. Организатор сотрудничества. консультант
    Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

    Бесспорно, инновационные методы обучения имеют преимущества перед традиционными, ведь они способствуют развитию ребенка, учат его самостоятельности в познании и принятии решений.

    Методы обучения

    Методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения.

    Методы обучения разделяют на три группы:

    Методы организации.

  • Словесные методы; рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником и книгой.
  • Наглядные методы: наблюдение, демонстрация наглядных пособий, кинофильмов и диафильмов.
  • Практические методы: устные и письменные упражнения, графические и лабораторные работы
  • 1. Устного контроля. Индивидуальный или фронтальный опрос.

    2. Письменного контроля. Контрольные работы, сочинения, изложения, диктанты и пр.

    3. Лабораторного контроля, машинного контроля. Лабораторные работы, тесты, опросники.

    Для того чтобы сформулировать мотивы учебной деятельности, используется весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности. Каждый из методов обладает не только информативно-обучающим, но и мотивационным воздействием.

    Педагогика

    Методы, которые использовались в течение многих веков и применяются в современной учебной практике, определяются как традиционные. Они, бесспорно, не потеряли своей методической ценности и сегодня. Это – словесные, наглядные, практические, контрольные, самостоятельные методы.

    В последние десятилетия под влиянием развития общей дидактической науки, педагогической психологии, а также гуманизации и демократизации обучения созданы современные диалогические методы обучения, которые называются в дидактике методами активизации учебно-познавательных действий. Они используются с целью активизации познавательной деятельности субъектов обучения с помощью специальных приемов и способов. В практике педагогов распространены такие диалогические методы обучения: анализ конкретной ситуации, интеллектуальная разминка, сократический метод, «мозговой штурм» («атака»), учебно-тематическая дискуссия, деловая игра, профессиональная игра, профессиональная консультация, организационно-деятельная игра и др, их будет проанализировано далее.

    Обучение происходит с помощью различных средств. Особое место среди них занимает слово. Методы, которые реализуются посредством слова, называются вербальными (от лат. verbalis – устный, словесный).

    Процесс преподавания-обучения не может проходить без вербального общения, а другие методы, например наглядные, выполняют только вспомогательные функции.

    Основные составляющие этого метода – рассказ, объяснение, лекция и их разновидности, которые используются с целью сообщения учащимся новых знаний, объяснение порядка выполнения тех или иных действий, ознакомление с новыми фактами, событиями.

    Одним из самых простых и одновременно самых распространенных методов в процессе обучения является рассказ. Метод рассказа предполагает устное живое и образное, эмоциональное и последовательное изложение преимущественно фактического материала в пояснительной или повествовательной форме. Он используется на всех этапах обучения. Меняется лишь характер рассказа, его объем и время. В обучении учащихся рассказ преимущественно применяется во время изучения исторических событий, явлений общественной жизни и тому подобное.

    Основные разновидности рассказа такие:

    – научно-популярная рассказ (основывается на анализе фактического материала);

    – художественный рассказ (образный перевод разнообразных фактов, событий, поступков и тому подобное);

    – рассказ-описание или рассказ (последовательное изложение основных признаков, особенностей предметов и явлений окружающей среды, например, описание исторических событий).

    Основные педагогические требования к рассказу: познавательная и воспитательная направленность; достоверность и научная обоснованность фактов; достаточное количество ярких примеров, которые доказывают изложенные положения; четкая логика и доказуемость изложения; образность и эмоциональная окрашенность; наличие элементов личной оценки и отношения педагога к содержанию материала, который изучается; высокая культура речи педагога (четкость, доступность, правильность, личностная окрашенность).

    Источники:
    http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/652086/
    http://pedagogika.org/index/tradicionnye_metody_obuchenija_slovesnye_metody_obuchenija_rasskaz/0-135
    http://urohelp.guru/pochki/metody/tradicionnye/antibiotics.html

    Ссылка на основную публикацию