Как наказывать детей и можно ли это делать

10 наказаний, которые ломают детскую психику

Дети нас не только радуют, но и порой огорчают. Это нормально. И иногда мы их наказываем. Это тоже нормально. Но вы должны сказать себе «нет», если собираетесь сделать вот это.

Сын первый раз вас обманул. Или подрался в школе. Дочь не вымыла посуду, как обещала, и взяла без спроса мамину сумочку. Все эти шалости, конечно, требуют немедленного внимания и объяснения. А иногда и четко оговоренного наказания. Но что если наказание, проявленное в определенной форме, может навсегда травмировать психику ребенка? Или запомнится на всю жизнь? Ведь детские обиды очень тяжело отпускаются.

Детский психолог Наталья Перфильева рассказала Wday.ru о десяти типах наказаний, которые дают совсем не тот эффект, какой хотелось бы. А все потому, что они слишком тяжелы для детской психики.

1. Физическое наказание

Однозначно, бить детей нельзя. Иногда самым болезненным считается даже не ремень по попе, а пощечина. Родительская рука – это поддержка, любовь, тепло, ласка. Но не причинение физической боли. Это обидно, унизительно и подрывает доверие ребенка к родителям.

Последствия: воспитание в системе «Кто сильнее, тот и прав». Ложь, месть тем, кто слабее, перекладывание вины на другого. Девочки, которых били отцы, очень тяжело выстраивают потом семейную жизнь с мужчиной. Мальчики вынуждены бороться со скрытой агрессией. Есть ряд исследований в США о прямой зависимости физических наказаний и смены сексуальной ориентации.

2. Молчание, игнорирование

С ребенком перестают разговаривать, замечать. Не отвечают на вопросы и просьбы, как будто его не существует. Излюбленный метод некоторых взрослых показать свою правоту, считая, что есть виновная сторона, которая больше прав не имеет. Это очень удобный способ не тратить свои силы на объяснение. Как бы некоторые из родителей ни защищали этот метод, игнор – это чистой воды обида на маленькое дитя. Вырастая, ребенок запоминает это молчание на всю жизнь. И будут копиться обиды на родителей.

Последствия: отсутствие границ между можно и нельзя, ведь этому ребенка не научили. Игнорирование свидетельствует о родительском эмоциональном отвержении, личность ребенка как бы «стирают». Родители снижают его самооценку, учат не любить себя, делают психологически слабым и уязвимым. Вырастают люди, которые не могут самостоятельно принять решение.

3. Крики и обзывания

Все мы люди. После тяжелого рабочего дня вдруг обнаруживаем, что ребенок не садился за уроки, а весь день смотрел мультфильмы. Или не может успокоиться, бегая по квартире. И в раздраженном состоянии уже не контролируем себя, переходя на крик и меткие слова. Но важно помнить, что крик всегда вызывает реакцию хотя бы секундного испуга у любого человека, даже взрослого и опытного. За испугом следует торможение психологической активности, ступор, замирание. Запомните, когда вы кричите, ребенок не слышит, что вы ему говорите. Он просто боится.

Последствия: «звуковое» давление на ребенка обязательно проявится в его поведении с окружающими: он станет раздражительным, боязливым, замкнутым. Во взрослой жизни ребенок будет себя отвергать и ненавидеть, вспоминая все эпитеты кричащего родителя: тупой, дурак, безмозглый, сумасшедший. Ведь любой человек делает с собой в психологическом плане ровно то, что с ним делали в детстве его родители.

4. Публичная ругань и наказание при свидетелях

Взрослые прибегают к публичным наказаниям из-за внутреннего ощущения своего бессилия и невозможности повлиять на ситуацию. Смотрите, мол, какой у меня скверный ребенок. Цель такой «публичной порки» – вызвать чувство стыда у сына или дочери. В результате ребенок начинает думать, что защиты в виде родителей больше нет.

Нельзя ругать ребенка перед учителем, классом, другим ребенком. Пусть извинится, если виноват. На этом ваша задача выполнена. Остальное – дома! Вы – стена. И что бы ни сделал ваш малыш или школьник, он все равно любимый.

Последствия: часто подобные наказания наносят глубокую психологическую травму. Они совершенно не дают правильную оценку происходящему. Такие вещи ребенок будет помнить всю жизнь, более того – станет бояться публичности, взаимодействия с людьми, страдать социопатией.

5. Наказание трудом

Получил двойку – читаешь сто страниц. Опоздал в школу – зубришь стихи. Не погулял с собакой – моешь пол во всей квартире. Знакомо? Если да, то перестаньте немедленно. Если вы приучили первоклашку читать из-под палки, если это занятие превратилось для него в наказание, то он никогда не полюбит книги. Если работа по дому для него – плата за проступок, то вряд ли он когда-нибудь предложит вам свою помощь. Все, чем вы наказываете, должно быть добровольным. Ребенок вас потом не простит! Ведь вы отняли у него радость. Радость чтения, радость чистой комнаты, радость от поэтических строк…

READ
Чем полезен Витамин Е для волос?

Последствия: подобные наказания могут на всю жизнь закрепить негативное отношение к труду, учебе и чтению. Так люди становятся безответственными и ленивыми.

6. Наказание за хорошее

Это самое обидное для ребенка. Представим ситуацию: маленькая Маша научилась в детском саду вырезать ножницами кружочки и составлять из них аппликации. Вместо бумаги Машенька нашла новые обои. Не все сразу получилось, так что ушло полрулона. Но зато какой красивой получилась полянка из ромашек для мамы на 8 Марта! С гордостью и теплотой она несет этот подарок маме… И слышит в ответ крик и ругательства, ее отшлепали и поставили в угол. Такая реакция запомнится надолго. Скорее, даже навсегда.

Последствия: очень сильная детская обида. Нежелание отдавать, дарить, приносить радость, заниматься творчеством.

7. Изоляция, запирание в комнате

Часто, чтобы прекратить затянувшуюся детскую истерику, родители закрывают его в комнате, ванной, на кухне. Ребенок продолжает плакать и кричать, но вскоре успокаивается и даже засыпает. Уважаемые родители, малыш просто устал, испугался, наплакался. Но ничего не понял! Это не метод и очень плохое наказание в плане последствий. Также не нужно забывать об индивидуальных различиях детей. Если в изоляции оказывается ребенок, склонный к клаустрофобии, такое наказание превращается в самую жестокую пытку и может спровоцировать нервный приступ.

Последствия: закрытые двери и выключенный свет еще долго будут преследовать ребенка. Во снах, переживаниях, в том же самом лифте. Это страх. Неврастения. Другая сторона последствий такого наказания – проявление жестокости, бойкотирование кого-то.

8. Лишение необходимых вещей

Лишить ребенка свежего воздуха, не накормить обедом или ужином, не купить циркуль, который требуют в школе, или теплую куртку на зиму, отказать в прогулке на велосипедах всей семьей, не взять на день рождения двоюродного брата. Это все «золотой фонд радости», который отменять нельзя! Не говоря о том, что вы оставите ребенка голодным или не оденете его на зиму.

Последствия: будьте справедливы к детям. Не злоупотребляйте подобными наказаниями. Дети озлобляются, обвиняют во всех неудачах родителей. И та же самая куртка будет на устах вашего выросшего ребенка многие годы.

9. «Ты больше не дружишь с этим мальчиком!»Или: «Дружи с Колей, его родители – наши друзья!»

Подобные наказания или приказы для ребенка очень огорчительны. Если у вас есть основания изолировать ваше чадо от какого-то ребенка, это надо обосновать. Хуже всего обстоят дела с приказом с кем-то дружить. Такие вещи вспоминать очень неприятно. Ваш сын не хочет приглашать некоего Васю на день рождения. Но Вася – сын начальника папы, и его вроде как надо пригласить… Знакомая ситуация? Вот таких вещей делать не надо. Если Вася не нужен вашему ребенку в день рождения, пусть сидит дома. С папой-начальником. Раз в году бывает праздник, и он должен пройти радостно, тепло и весело.

Последствия: напряженные отношения с родителями. Пример из классики: «Служить бы рад, прислуживаться тошно!» Это Чацкий. А у вас может вырасти Молчалин.

10. Выкидывать, ломать, передаривать подарки

Школьник что-то натворил. Папа в раздраженном состоянии выкидывает в окно игрушку, которую подарил ребенку на Новый год. Или ломает пополам паровоз, подаренный на день рождения. Или забирает телефон: «Подарю его Косте! Он такой телефон только во сне видел!» И Костя, двоюродный брат, становится… врагом. Папа превращается в монстра. И этот полет игрушки ребенок запомнит на долгие годы.

Запомните: ваш подарок – это любовь, внимание, радость. Нельзя наказывать отрицательными действиями над любимыми вещами.

Последствия: повтор подобных приемов в будущем. Обесценивание приятных моментов. Агрессивность, зависть, заниженная самооценка.

За что можно ругать и наказывать ребенка

Узнавайте, за что можно наказывать и ругать ребенка, в каком возрасте можно начинать наказывать ребенка, можно ли наказывать физически и орать на ребенка. Здесь вы сможете почитать советы психологов, и узнать все тонкости.

Ответ:

За что можно наказывать ребенка и можно ли кричать на ребенка? Существуют разные детские поступки и различные к ним наказания, все стоит рассматривать в частности. То есть нельзя выводить какое-либо одно общее правило относительно поступков.

Однако, все же, есть такое поведение, когда малыш ведет себя недопустимо, в этом случае зарождение неверной модели образа его поведения нужно пресекать как можно раньше. Приостанавливать следует его со всей серьезностью и уравновешенностью, то есть такие средства как крики и шлепки – категорически исключаются. Ребенок просто может не догадываться, почему нельзя разбивать тарелки, обмазывать кашкой близких или кусать? Все зависит только от ваших советов, наставлений и объяснений. Именно таким способом малыш познает этот мир. Когда он уже будет способен понимать ваши слова, интонацию и взгляды, обязательно объясняйте ему правила, однако, если малыш еще не достиг этого возраста, выход тоже есть. Просто не подготавливайте сами же почву для совершения проступка, то есть, к примеру, не ставить комнатные растения так, чтобы он мог достать, подергать лепесточки, а то и перевернуть горшок с землей. Также необходимо пресекать определенные действия просто потому, что нельзя это делать! Если ваш ребенок собирается причинить вред кому-либо или себе, а также проявляет наглость и дерзость – нужно ясно и четко дать знать, что делать так нельзя, но, не забывайте, что при каждом «нельзя» нужно подобрать какое-либо «можно», то есть он должен узнать, как поступать разрешается.

READ
Средство от молочницы для партнеров

С какого возраста можно наказывать ребенка

В каком возрасте можно наказывать ребенка? Конкретно определенного возраста для начала применения наказания назвать невозможно, но одно будет точно являться ориентиром – как только ваш ребеночек начнет понимать ваши жесты, взгляды и речь в целом. Обычно в 10 месяцев – в год у малышей начинается особая активность – их привлекают цветочные горшки, спокойно располагающаяся на столе, обувь – во всем он начинает «наводить порядок». Зачастую бывает так, что шлепки по попе, либо не воспринимаются как наказания, либо вызывают ответную реакцию – удар в ответ. Поэтому таких мер лучше избежать. Следует объяснить ребенку четко и понятно, что так делать нельзя. Своевременно необходимо отучить малыша от лжи и укусов – две очень вредные детские привычки. Дальше от них отделаться будет сложнее.

Если вы не начнете уже в этом возрасте делить поступки на «нельзя» и «можно», то потом чадо не будет понимать не только, за что его наказывают, но еще и как это так – меня же раньше не ругали, не обижали, с чего это вдруг? Так что, берите на заметку, что воспитывать и наказывать нужно как справедливо, так и своевременно. Если вы хотите для своего ребенка безоблачного, беззаботного детства, путем избегания строго отчета и разумных запретов, то знайте – это сильное заблуждение. Может у дитя оно и будет счастливым из-за вседозволенности, но на характере ребенка это отразится крайне негативно.

Можно ли орать на ребенка и наказывать физически

И еще один вопрос, заслуживающий внимания, можно ли наказывать ребенка физически и ругать ли ребенка за вранье, за двойки, за агрессивное поведение или если он кусается?

Физические наказания могут породить у провинившегося чувство унижения и оскорбления, что, свою очередь, выливается в агрессию по отношению к тем, кто младше и слабее. Далее ребенку может быть свойственна замкнутость и недоверие к своим родителям. Но ведь вы хотите не этого, верно? Постарайтесь все-таки найти другие средства.

Примерно также дело обстоит с криками. Психологами доказано, что спокойный и уравновешенный голос чаще всего является гарантом того, что ребенок все-таки поймет, что хотят до него донести, нежели та же информация будет содержаться в крике. Вы только напугаете и обидите ребенка. И к тому же, запомните и возьмите за правило: самое лучшее воспитание- это воспитание на собственном примере. Ни одному ребенку не понравится, если один из родителей будет делать то, что малышу запрещается – несправедливость налицо, собственно, со временем он сделает для себя вывод, что «раз маме (папе) можно, значит, и мне тоже».

Лучше всего не добавлять чего-то плохого в наказание, а наоборот, лишать ребенка чего-то хорошего за провинность. Например, если ребенок не уберет за собой свои игрушки, он не пойдет смотреть любимый мультфильм. Главное при этом свои обещания обязательно сдерживать, иначе потом ваши слова потеряют ценность, а вы не будете уважаемы своим чадом.

Как наказывать детей и можно ли это делать

Как наказывать подростка?

При слово «наказание» в сознании всплывает нечто негативное: расплата, ограничение, запреты, агрессия… Может показаться, что использование данного понятия в воспитании устарело, ведь мы живем в «гуманистическом обществе», где царит культ «личной свободы».

Однако это не совсем верно. Несмотря на то, что многие виды наказания действительно ушли в прошлое или должны там оказаться (например, физическое и психологическое насилие, бойкот и др.), без них в воспитательном процессе обойтись очень трудно в силу объективных причин:

READ
Как сохранить и поддерживать хорошее зрение

· наказание определяет границы дозволенного: у подростка зачастую отсутствует чувство меры – он не может остановиться в нужный момент, и иногда ему просто необходимо вмешательство со стороны;

· наказание учит ответственности: в мире существует не только свобода, но и ответственность – подросток должен быть готов отвечать за свои поступки;

· наказание дисциплинирует: оно заставляет думать, прежде чем действовать, и просчитывать вероятные последствия поступка.

Деструктивное наказание

Всё это относится к конструктивным наказаниям. Однако встречаются и откровенно деструктивные. Рассмотрим несколько примеров.

Иногда можно встретить рекомендации из разряда «клин клином вышибают» – когда, например, курящего подростка заставляют выкурить большое количество сигарет, чтобы у него возникло к ним отвращение. Такая стратегия, мягко говоря, сомнительна. Во-первых, нельзя считать ее эффективность полностью доказанной, во-вторых, следует задуматься о физическом и психологическом здоровье формирующейся личности.

Второй пример касается обоснованности наказаний. На одном из порталов размещено обращение матери, которая жалуется на непослушание подростка: сын много времени проводит с друзьями. Автор послания пишет, что ей нужно узнать эффективные способы наказания, но при этом добавляет, что ей некогда даже наказать ребенка, потому что она всё время работает.

Может быть, причина непослушания в данном случае кроется не в строптивой натуре сына, а в его внутреннем чувстве одиночества? Поэтому прежде, чем наказывать подростка, нужно выяснить, действительно ли именно он виноват в случившемся.

Как наказывать подроста с пользой для формирующейся личности

1. В основе наказания должны лежать правила, выработанные совместно с ребенком и принятые им. Это своеобразный «договор» между родителями и ребенком.

2. Среди форм наказания должны отсутствовать все варианты насилия.

3. Наказание, по возможности, должно следовать сразу же за провинностью. Отсрочка возможна в случае болезни подростка, его пребывания в стрессовом и других неблагоприятных эмоциональных состояниях.

4. За один проступок нельзя наказывать дважды.

5. Наказание должно быть соизмеримо проступку.

6. Если родитель предупредил о наказании за проступок, то надо придерживаться выбранной линии.

7. Наказывая, демонстрируйте искренние эмоции, но не давайте подростку повода думать, что теперь вы стали любить его меньше, чем любили до проступка.

Как показывает практика, чаще всего непослушание наблюдается в семьях, где нарушен эмоциональный контакт между родителем и ребенком. Это возможно в семьях с гипоопекой, где подросток чувствует себя нелюбимым и ненужным, предоставлен сам себе, и своим неподобающим поведением он привлекает внимание значимых взрослых.

Сюда же относятся и семьи с гиперопекой, где демонстративное поведение подростка – стремление вырваться из-под гнета чрезмерной заботы.

Если в семье царит гармония, взаимопонимание, доверие в отношениях между родителями и детьми, то наказания используются достаточно редко.

И еще одно. Прежде чем наказывать подростка, ответьте себе на следующие вопросы:

1. Что бы чувствовал я, если бы меня наказывали подобным образом?

2. Понимает ли подросток, за что именно его наказывают?

3. Пойдет ли наказание на пользу ребенку?

Только после этого принимайте взвешенное решение. Имейте в виду: частое использование наказаний обесценивает их.

Подросток уже не ребенок, ему многое понятно и доступно, потому самое действенное наказание – это понимание содеянного, угрызения совести.

Надо ли наказывать ребенка?

Надо ли наказывать ребенка?

Воспитания без наказания не бывает. Как бы ни была велика любовь родителей к детям, иногда приходится применять определенные меры, чтобы ребенок понял: его поведение было неприемлемо. Потакание капризам и прощение плохого поведения в итоге приведут к превращению ребенка в безответственного человека, который считает, что ему все дозволено.

Наказание необходимо для того, чтобы ребенок понял, что можно делать, а что нет, чтобы осознал, что за каждый поступок надо нести ответственность, чтобы извлек из случившегося урок и усвоил полученный опыт.
Итак, наказание должно присутствовать при воспитании детей. Однако очень важно, как именно родители наказывают и когда. Во-первых, делать это надо сразу после совершения проступка. Во-вторых, учитывать возраст. В-третьих, наказывать надо, когда ребенок осознает, что делает плохо, но все равно продолжает. А вот за нечаянный проступок (случайно разбил чашку) наказывать не стоит.

Причины частого непослушания детей

Если проступки бывают редко, это не страшно. Все ошибаются. А вот если ребенок каждый день делает что-то плохое, стоит задуматься. Вообще, сначала стоит понять, почему ребенок постоянно не слушается родителей?

Существует множество мотивов и предпосылок для плохого поведения ребенка. Вот основные из них:
слишком большое количество запретов – ребенок будет просто протестовать, добиваться большей свободы;
возрастной кризис – в 1 год, 3 года, 7 лет, 11-13 лет в психике ребенка происходят перемены, и поведение чада может меняться в худшую сторону;
непоследовательность – если родители ведут себя непоследовательно, ребенок просто теряется в ориентирах и не знает, куда идти и что делать;
несоответствие слов и действий – если родители обещают наказать, но потом не наказывают, ребенок перестает серьезно реагировать на обещания;
невнимание – если чаду не хватает внимания, он может специально вести себя плохо, чтобы получить желаемое. Ведь при плохом поведении на ребенка точно обратят внимание, заметят его;
неуважение родителей – если родители постоянно относятся к ребенку, как к маленькому, не признают в нем личность, он начинает протестовать, нарушать запреты;
различные требования членов семьи – например, отец предъявляет суровые требования к ребенку, а мать балует. Ребенок может преступать границы дозволенного, и надеяться на защиту матери.

READ
Добавки с ацетил L-карнитином – рейтинг и цены

Как видите, есть о чем подумать. Перед тем, как назначить чаду наказание, стоит озадачиться причинами плохого поведения.

Если ребенку не хватает внимания, выделять каждый день хотя бы 15 минут на общение или чаще вместе проводить выходные. Если в семье существует слишком много запретов, пересмотреть их и оставить самые главные. Если родители чувствуют, что продолжают относиться к подростку, как к малышу, поменять тактику и начать видеть в чаде почти взрослого человека, отдельную личность. Может быть, виноват возрастной кризис? Тут стоит просто быть терпеливее и переждать.

За что нельзя наказывать ребенка?

Наказание допустимо, если ребенок преднамеренно совершает плохой поступок. И степень воздействия должна зависеть от тяжести проступка. Но сначала нужно выявить мотив. Почему чадо совершило плохой поступок. Возможно, ребенок просто не знал, что так делать нельзя, может быть, совершил проступок из благих побуждений или просто случайно.

Например, ребенок целенаправленно портит вещи брата. Наказать надо, ведь он понимает, что это плохо, но при этом стоит помнить о ревности (естественном чувстве). Или ребенок разбил чашку из дорого сервиза, но при этом он просто хотел порадовать маму чашкой чая. Побуждения были благие, хотя чашки, конечно, жалко.

Итак, собираясь наказать ребенка, выясните мотив проступка. И сделать это надо спокойно, без крика.

А за что стоит наказать?

Существует масса проступков, которые дети могут совершать. При наказании всегда надо ориентироваться на тяжесть проступка, особенности ребенка, его возраст, мотивы. А еще очень важно не наказать за каждую мелочь.

Но есть такие проступки, за которые обязательно должно последовать наказание:
• физическое насилие;
• воровство;
• демонстративное нарушение правил поведения;
• оскорбления;
• ложь – правда, тут сто
ит различать ложь и фантазии. Ведь дети в определенном возрасте очень любят фантазировать и сами частично в это верят.

Но и в этом случае наказание должно быть правильным.

Как правильно наказывать и чего делать не надо?

Для того чтобы наказание было эффективным, и ребенок действительно понял, что он плохо поступил, надо соблюдать правила.

Как можно наказывать ребенка? Вот несколько конструктивных мер воздействия?

лишение привилегий – подходит подростку. Например, ограничить доступ к компьютеру;
исправление совершенного – дать тряпку и поручить ребенку вымыть разрисованную столешницу;
тайм-аут – ребенка отсаживают в отдельное помещение и оставляют на пару минут;
извинение – если ребенок кого-то обидел, он должен попросить прощения и попытаться исправить ситуацию;
игнорирование – отказаться от общения с вредничающим ребенком;
ограничение общения со сверстниками – на определенный срок запретить играть и общаться с друзьями (но ненадолго).

Естественно, в каждом случае нужно провести с ребенком беседу, объяснить, почему так делать нельзя, рассказать о последствиях проступка.

А вот ругать, бить, унижать нельзя. Ни в коем случае не стоит использовать публичное наказание. Оно нанесет серьезную травму ребенку. Нельзя одновременно наказывать за несколько ошибок. Надо следовать правилу: один проступок – одно наказание. А еще не стоит заставлять ребенка ждать и мучиться. Наказывать надо сразу, а не через день или два.

Ребенок должен видеть границы дозволенного, понимать, что можно делать, а что нельзя, и при этом иметь определенную свободу действий. Тогда он вырастет гармоничной, самостоятельной и ответственной личностью.

Психолог рассказывает, как (не) правильно наказывать детей: «Я тебя больше не люблю. Ты мне больше не сын»

Поговорили с психологом Павлом Зыгмантовичем о том, как наказывать детей без последствий для психики и отношений. Оказывается, родительское наказание – это неизбежно и неотвратимо, как штраф за превышение скорости.

READ
Причины развития контрактуры локтя и ее лечение

Поговорили с психологом Павлом Зыгмантовичем о том, как наказывать детей без последствий для психики и отношений. Оказывается, родительское наказание – это неизбежно и неотвратимо, как штраф за превышение скорости.

Что вообще считается наказанием и зачем наказывать?

– Любое воздействие на ребенка, которое делается, чтобы ребенок больше чего-либо не делал, – это наказание. Если говорить точнее, это воздействие на ребенка, которое совершается после какого-либо проступка и из-за этого проступка с целью недопущения этого проступка в будущем.

павел зыгмантович

психолог, популяризатор доказательной психологии, создатель сайта zygmantovich.com

Если то же самое делается до того, как ребенок что-то сделал, – «профилактически» выпороли ремнем, – то это не наказание, а самодурство.

Важно добавить, что наказание появляется тогда, когда ребенок может понимать и запоминать причинно-следственные связи, а это, как правило, младший школьный возраст.

К сожалению, чаще всего наказание применяется не для того, чтобы предупредить нежелательное поведение, а просто для вымещения чувств родителя. Ребенок разбил мячом окно – папа разозлился, потому что надо тратить деньги на новое стекло: «Иди сюда, я тебе надеру уши, потому что я на тебя злюсь!»

Наказание детей неизбежно, потому что это средство социализации, способ приучения человека к каким-то культурным нормам в социуме.

Для чего наказывают водителей, которые проехали на красный свет? Чтобы социализировать, чтобы они так больше не делали, потому что у нас принято на красный свет останавливаться. Не остановился – вот тебе наказание. Вдруг это поможет тебе подумать и в следующий раз так не делать?

И мы наказываем детей, чтобы они соответствовали тому социуму, в котором живем, или тому, которому, как мы думаем, они должны соответствовать.

Как должен выглядеть баланс наказаний и поощрений?

Все исследования говорят об одном и том же: наказание хорошо работает на коротких дистанциях, на длинных дистанциях лучше работает поощрение.

Наказание хорошо, когда нам нужно прекратить какое-либо поведение; если же нам надо получить какой-либо способ поведения, родителю лучше выбирать поощрение.

В любых отношениях пряника должно быть больше, чем кнута. Американский профессор психологии Джон Готтман писал о соотношении 5:1, а согласно кривой бразильского математика Лосады, за одним наказанием должно следовать семь поощрений.

Разные дети в разных количествах дают поводы для наказаний, но если мы хотим найти более-менее универсальное правило, то оно звучит так: если ребенок дает много поводов для наказаний, это не значит, что его нужно постоянно наказывать. Это значит, что нужно найти возможность давать ему больше плюшек: не обязательно покупками чего-то материального – можно объятиями, играми и разговорами.

Когда родителю (не) следует наказывать детей?

Когда нужно наказывать, знает только родитель, который имеет представление, какой именно социализации он подвергает своего ребенка.

Нужно ли проводить расследование перед наказанием? Конечно, нужно.

Если ребенок принес плохую оценку, это не значит, что его непременно нужно наказать, ведь это не значит, что после наказания он не принесет двойку в будущем. Желательно разобраться, почему появилась двойка, что ребенок не понял, что ему помешало, найти выход. Если он подрался, разобраться, почему подрался, предложить другое решение.

Точно нельзя наказывать на эмоциях. Понятно, можно продемонстрировать свои эмоции, чтобы ребенок понимал, что его действия вызывают разные последствия и что родитель не железный человек. Но демонстрация эмоций не должна быть наказанием. Есть исследование, которое показало, что если родитель старается скрывать любые эмоции, то отношения с ребенком портятся.

Детей нельзя бить, оставлять без ужина, оскорблять, наказывать в присутствии других людей, унижать, игнорировать: «Я тебя больше не люблю. Ты мне больше не сын».

Бывает, что родителям нужна пауза, чтобы успокоиться, и тогда можно сказать: «Иди к себе в комнату. Потом поговорим». Это неплохой вариант. Тем не менее вот пара неплохих способов воздействия на ребенка без насилия.

Тайм-аут – временное лишение чего-либо: три дня без телевизора, пять дней без приставки. Это неплохо работает, потому что лишение «сладкого» переживается тяжелее, чем неполучение «сладкого». Например, ребенок хорошо учится, за это ему позволяют приходить домой в девять, но, если успеваемость снизилась, ребенок приходит домой в восемь и еще час занимается.

Исправление последствий. Самая лучшая форма наказания – правда, не всегда возможная, если ребенок маленький. Разбил окно? Зачем нам тебя наказывать – иди покупай новое за свои карманные деньги.

READ
Сиалис: от чего назначают , дозировка, цены

Несколько моих знакомых поступают именно так. Если ребенок в бассейне теряет шапочку, они говорят: «Ничего страшного, купи новую, в чем проблема, у тебя же есть свои деньги». Ребенок покупает – а денег-то стало меньше, потому что я не проверил, взял ли шапочку. И все, как отрезает: дети перестают забывать вещи, потому что понимают последствия.

Исправление последствий – это самый миролюбивый вариант, потому нет даже повода для негатива со стороны родителей: «Я тоже, когда что-нибудь забываю, покупаю за свои деньги. Жалко. Давай обниму тебя». Это работает с детьми, которые понимают, что такое деньги и как их копить.

Дополнительные обязанности по дому. В семье это работает не очень хорошо, потому что домашние обязанности – это обязанности всех для того, чтобы жилось лучше всем. Если мы наделяем человека обязанностями, мы обязаны наделять его и правами.

Способ поставить в угол не особо работает, потому что дети не очень-то понимают, что происходит. Как мне кажется, постановка в угол – это прекращение интересных занятий. Вот дети играют в детском садике – кого-то ставят в угол, где скучно и грустно.

В любых наказаниях из допустимых важно показывать ребенку, что вы его все равно любите. «Я лишаю тебя права приходить в девять вечера домой, но к тебе лично я отношусь хорошо, просто у нас с тобой был уговор, который был нарушен». Нельзя забирать сладкое просто так, и важно, чтобы ребенок еще «на берегу» знал, что будет определенное последствие.

Как отличаются наказания в зависимости от возраста детей?

С детьми дошкольного возраста лучше всего работает замечание. Странное наказание, но тем не менее: «Не делай так, пожалуйста, потому что это нехорошо. Вместо этого делай так». Разговаривать с ребенком нужно на расстоянии в метр, предельно четко и ясно.

Как-то моя дочка достала из кухонного шкафчика жестяные банки, собрала из них прекрасную башню и ушла. Я говорю ей: «Давай вместе все это уберем». Я вернул на место одну банку, она – все остальные. Было ли это наказанием? Скорее, это была игра, но дочь убрала последствия.

В дошкольном возрасте наказывать детей сложно, потому что они творят вещи, за которые сложно наказывать, а наказание должно соответствовать возрасту ребенка. Не может ребенок пяти лет следить за сохранностью одежды или не лезть в лужи. Тут надо либо держать ребенка силой за руку, чтобы он не лез в лужу, либо не водить его там, где есть лужи, либо не париться.

Наказывать его в этом случае совершенно бесполезно. И за рисунок на обоях бесполезно наказывать, потому что он не может контролировать свое желание рисовать на обоях. Лучше просто спрятать фломастеры или наклеить на стены старые обои, на которых можно рисовать.

Угрожать «я заберу твою машинку!» тоже смысла мало, потому что ребенок, скорее всего, даже не вспомнит о ней. Когда родитель шлепает 4-летнего ребенка, он шлепает его не для того, чтобы наказать, а для того, чтобы выместить свои эмоции.

Подросток. Как правило, подростковый нигилизм – это борьба за права, способ понять, что можно, и, как правило, если родитель не очень запрещает, то подросток не очень и бунтует.

Подросток говорит: «Я хочу сделать себе ирокез!» – «Сделай, с Мариванной в школе будешь разбираться сам». Мариванна сказала, что ирокез классный, – ну, молодец. Мариванна сказала сбрить – разбирайся с ней сам. Большинство подростков на такое вполне охотно откликаются.

Наказание подростков решается не на уровне «Перестань это делать», а на уровне: «Ты начал курить, чтобы что? Выглядеть взрослым в глазах окружающих? Давай поищем другие способы».

В подростковом возрасте все может быть намного мягче, чем об этом принято рассказывать. Подростковые проблемы связаны с тем, что подросток по факту еще ребенок, а по самоощущению совсем не ребенок, – на этом контрасте все конфликты и происходят. Хочешь прав? Не вопрос, мы дадим обязанности, за которые ты получишь права.

Если наказание состоялось, как должно выглядеть прощение и примирение?

Нужна какая-то точка, где нужно сказать: «Наказание отбыто, я тебя люблю, ступай, больше так не делай». И желательно еще обняться.

Как это будет происходить, зависит от того, как мы наказывали. Если мы сказали: «Не толкай девочку, а то уйдем с площадки», а ребенок снова толкнул, мы говорим: «Ну что, пришло время», берем за руку: «Я тебе говорил, что мы уйдем? Я тебя увожу». Вывели с площадки, говорим: «Я тебя люблю, занимайся дальше чем хочешь».

READ
Йогурт при гастрите

Если это было наказание через исправление последствий: «Вставил окно? Молодец. Какие выводы сделал?»

Перепечатка материалов CityDog.by возможна только с письменного разрешения редакции. Подробности здесь.

Как наказать ребенка: пошаговое руководство от детского психолога, как правильно воспитывать детей без крика, ремня и унижения

Взрослый мир подразумевает определенные запреты и правила поведения. Взрослые знают о существующих опасностях и понимают, как себя вести, опираясь на уже полученный ранее опыт. Дети, напротив, не имеют понятия о «взрослых» правилах. Почему родители наказывают детей и в каких случаях это действительно необходимо?

Новоиспеченные родители очень часто задаются вопросом нужно ли наказывать детей, как это делать правильно и без вреда для психики ребенка. Споров на тему методов наказания тоже немало, как во всем этом найти истину и не потерять доверительные отношения с ребенком.

Краткое содержимое статьи

Виды наказаний

Для начала стоит разобраться, что такое наказание и каким оно может быть. В «взрослом» мире наказывают за нарушение общепринятых правил, посредством штрафов и ограничений. К ребенку данные методы применить не получится.

Прежде чем применить наказание, родителя стоит подумать, чего именно они хотят добиться с его помощью.

Существует несколько способов детских наказаний:

  • Физическое воздействие – удары, шлепки, встряхивания. Во многих странах запрещены телесные наказания и считаются недопустим насилием над личностью. Нельзя наказывать ребенка ремнем и другими предметами.
  • Ограничение свобод – запрет на прогулки и общение со сверстниками.
  • Тайм-аут – отправить ребенка в угол или «грустный» стол, комнату и т.д. При правильном подходе довольно действенный вид наказания, помогает ребенку перезагрузить и подумать. Лучше использовать место, где ребенок сможет расслабиться и обдумать ситуацию, при этом неправильно кричать и обзывать ребенка. Используют для ребенка в возрасте до 8 лет.
  • Изъять ценную для ребенка вещь.
  • Труд. Этот вид наказания нужно использовать с осторожностью, чтобы не отбить у ребенка желание исполнять обязанности по дому.

Стоит отметить, что крики не являются наказанием как таковым, это проявление эмоций и несдержанность родителя. Важно уметь себя контролировать и не кричать из-за каждой мелочи.

Нельзя оскорблять и унижать ребенка, отчитывать при посторонних. Взрослый, априори «выше» ребенка, но не для того чтобы унижать и доминировать, а, чтобы заботиться и защищать. Придерживайтесь правила: одно преступление – одно наказание.

Не наказывайте строго за мелкие провинности, ребенок не должен боятся сделать что-то не так. В детские годы психика ребенка слаба и нестабильна, нанести вред очень легко. Постарайтесь воспитывать посредством обучения, выстраивая доверительные отношения с ребенком.

Ранний возраст

Ранний возраст считают до 3 лет, когда ребенок только учится познавать мир вокруг себя. Врядли кому-то придет в голову наказывать младенца, но стоит ли наказывать ребенка в год?

В этом возрасте у ребенка не сформированы понятия о причинно-следственных связях, он не умеет мыслить критически и оценивать свои действия.

Поэтому он просто не сможет понять почему его наказывают. В этом возрасте ребенок требует пристального внимания к себе, любви и заботы.

Как можно наказать ребенка за непослушание

Применяя меры наказания для детей дошкольного возраста, стоит помнить: что детям свойственно прощупывать границы дозволенного. Это естественный процесс обучения на собственном опыте, ребенок еще не совсем понимает какое поведение допустимо.

  • Родители должны постоянно взаимодействовать с ребенком, чтобы он научился отличать плохое от хорошего.
  • Также детям свойственно выражаться конкретно и требовать, чтобы их интересы соблюдались в первую очередь.
  • Когда запросы ребенка игнорируют, он отвечает капризами и плохим поведением.

В школьном возрасте на ребенка сильно влияют сверстники – это может стать причиной непослушания. В этом возрасте ребенок все еще действует исходя только из собственных интересов, чувство ответственности не сформировано полностью. Чтобы дети понимали родителей, важно четко формулировать задачи, задавать правила и нормы поведения.

За что и как нельзя наказывать детей

Перед тем как наказывать ребенка нужно объяснить ему что именно он нарушил. Возникает ощущение, что дети созданы для нарушения правил. На самом деле дети понятия о них не имеют.

Ребенок все делает впервые и еще не знает какие последствия его ждут. Задача родителей обучить ребенка, нельзя все запрещать и наказывать, не объясняя причин.

Также нельзя наказывать за злость и обиды – это естественные эмоции. Во время плача организм избавляется от стресса.

  • Нельзя лишать еды – это физиологическая потребность.
  • Ругать ребенка во время игры, даже если он нарушает правила.
  • Переходить на личности и сравнивать с другими детьми.
  • Ругать ребенка во время принятия пищи.
READ
Эффективные методы профилактики Альцгеймера

Нельзя наказывать за то, что делаете сами. Родители являются авторитетом в любом возрасте, дети будут повторять поведение родителей.

Действия родителей должны быть предсказуемы и последовательны, и не зависеть от настроения и погоды за окном. На одну и ту же ситуацию не может быть двух разных реакций, это запутает ребенка.

Как правильно наказывать ребенка

Прежде всего нужно научится взаимодействовать с ребенком. Выстраивать доверительные отношения с помощью диалогов.

Родители должны объяснять ребенку правила поведения, объясняя и показывая на примере.

  • Необходимо сохранять спокойствие, дети привыкают к постоянному крику и перестают правильно на него реагировать
  • Наказание должно быть соизмеримо с проступком и соответствовать возрасту ребенка.
  • Согласовывайте наказание с супругом. Родители должны быть на одной волне и не обесценивать действия друг друга. Если наказывает кто-то один, а второй быстро прощает, ребенок научится манипулировать ситуацией.
  • Наказывать стоит сразу, а не позже, когда появится время. Ребенок может не понять за что его ругают.

Родители должны знать характер ребенка. Все дети индивидуальны и что подходит для активного и бойкого ребенка, совсем не будет работать с чувствительным и спокойным.

Полезно вспоминать себя в детстве, подумать о ситуациях, за которые вас ругали и что вы при этом чувствовали. Наказывая ребенка нужно сохранять уважение к нему. Дети, которые чувствуют любовь и заботу более послушные.

Можно ли наказывать ребенка и как это делать правильно

Наказание ребенка можно ли

С момента появления на свет ребенок учится познавать этот мир. Правильность того или иного поступка является одной из ступеней такого познания. Дети склонны к непослушанию, ведь им попросту не всегда известно, что нужно и не нужно делать в той или иной ситуации, что последует за неверным шагом для него самого или окружающих. Ответом на вопрос, как наказывать ребенка правильно и нужно ли это делать, может быть понимание родителей в необходимости его гармоничного развития с точки зрения морали и нравственности.

Как наказывали детей в старину

Современные родители зачастую боятся взять в руки ремень или приложить к попе своего ребенка руку за непослушание или плохое поведение. Оно и понятно, ведь по закону (статья 116 УК РФ, поправка сделана в июле 2016 года) причинение боли ребенку карается лишением свободы сроком до 2 лет или обязательными работами от 360 часов. Но как к вопросу воспитания относились на Руси? Что раньше считалось приемлемым в наказании дома и в школах? Обратимся к истории…

Древняя Русь

Советский плакат

Еще в Древней Руси физически наказывать детей и держать их в глубокой строгости было необходимо из любви к ним. Похвала в любом ее проявлении считалась опасной — даже существовала пословица «Хвала в очи хуже порчи». Поэтому после произнесенных положительных слов в адрес ребенка, матери необходимо было сплюнуть трижды.

Когда православие все больше входило в умы людей, к физическому наказанию стали относиться еще и с религиозным подтекстом — мол, каждый человек грешен, а, значит, его бьют по заслугам. В «Домострое», который существовал на Руси как свод правил, наказанию детей было отведено несколько пунктов, это была прописная истина. В качестве рекомендуемого орудия для наказания предлагался прут, называемый «жезлом».

Было принято наказывать детей вдали от посторонних глаз. Однако делать раньше это могли не только родители, но и учителя в школах. Там учеников наказывали розгами, стоянием на горохе или веревкой.

XVIII век

В 18 веке наказание, так распространенное на Руси, было запрещено, однако только у благородных сословий. В школах тоже на протяжении многих лет при разных правителях физические наказания то запрещали, то разрешали. Была придумана специальная шкала, где каждому проступку соответствовало определенное наказание. В 1864 году телесные наказания были отменены.

Советское время

В советское время физическое применение силы к воспитанникам в школах было запрещено. Максимум, допускались неформальные подзатыльники. Это касалось даже учреждений для трудных детей. Мерой пресечения непослушаний, плохого поведения, каких-то серьезных проступков раньше было исключение из пионеров или прием в отряд позже обычного срока. Могли вызвать родителей в школу или наказать физической нагрузкой в виде общественных работ, поставить «двойку» или оставить на второй год. Если сравнить с современной мерой наказания, когда у учеников отбирают гаджеты, отвлекающие внимание, раньше было все же строже дисциплина.

READ
Вентральная грыжа что это

Родители бьют ребенка

Почему наказание – это благо?

Формирование границ дозволенного поведения у малыша – приоритетная задача родителей на раннем этапе жизни ребенка. Важно сформировать точные и яркие объяснения того, что такое «хорошо» и что такое «плохо», как говаривал Маяковский. Маленький человечек, став взрослым, скопирует программу, заложенную в него в детстве, проявит то знание о нравственности, которое взрослые заложили в него путем поощрений и наказаний.

За что современные дети получают нагоняй чаще всего? Как правило, за плохие оценки, плохое поведение, вранье, дерзость, драки, непослушание, воровство. Мамы и папы обычно выбирают свой метод наказания, разделяя обязанности по воспитанию между собой. Мама отвечает за моральное давление – и чего стоит один ее укоризненный взгляд, в котором читается классическое: «опять двойка?». Отец, в свою очередь, решает, наказывать физически свое чадо или нет.

Тонкая грань

Вся суть теории воспитания детей представляет из себя тонкую грань наподобие лезвия ножа. Стоит перегнуть палку – и вы получите ребенка с комплексами разного рода, зажатого и запуганного малыша, не способного любить и понимать других. В худшем случае нас может ожидать будущий садист или беспринципный социопат. Также известно много примеров безмерного потакания ребенку в его капризах и непослушаниях, и при полном отсутствии наказания подросток вырастает избалованным, эгоистичным нарциссом, который не считается вообще ни с какими мерами и запретами.

Наказание не должно внушать больше отвращения, чем проступок. Карл Маркс

Многие психологи сходятся во мнении, что для родителей лучшей и наиболее эффективной моделью воспитания и наказания служит принцип товарищества. Такая система подразумевает уважение к ребенку, учет его мнения, а также помощь в формировании моральных и семейных ценностей. В таком случае любое наказание пойдет на благо ребенку, ведь оно будет скорее добрым советом (отказ от мультиков во имя учебы, выученная глава книжки за полученную двойку), чем диктаторским родительским решением (угол, ремень или крик). По сему, наказывать за непослушание в меру и с умом — это благо, которое формирует характер и стержень человечка, его адекватное понимание морали и нравственности. Так как наказывать можно?

Как наказать ребенка

Важность диалога с ребенком

Особое внимание уделите разговору с малышом, а также тому, каким он видит мир и какое влияние получает вне семьи: от друзей, из школы, от незнакомых людей.

Если ситуация такова, что наказание неизбежно, то:

  • Объясните смысл запрета, а не совершайте действие ради действия. Ваше чадо озлобится, если подумает, что его наказали «просто так». Важно четко понимать, как наказывать ребенка, аргументируя свое решение.
  • Придумайте категорийность запретов. Необходимы табу, полностью запрещенные к совершению. Например, запрет трогать горячий утюг руками, игры с опасными предметами, запрет выхода на балкон и прочее.

Прежде всего, сами не нарушайте то, что запрещаете своему ребенку. Сын или дочь, видя, что родители не выполняют свои же установки, со 100% вероятностью нарушат наказы взрослых. В том случае, если ребенку что-то запрещено в силу возраста, то это стоит объяснить. Например, малышу нельзя открывать шкаф с посудой, потому что он слишком мал, чтобы готовить еду.

Как наказывать ребенка

Родители ругаются на ребенка

Если ребенок в 2-3 года или уже в старшем возрасте 5-7 лет бунтует против наказания, перестает слушаться и намеренно выражает своенравие против норм поведения, то в этом случае у родителей есть два варианта:

  1. Коррекция поведения. Плавными методами воспитания психолог или сами родители ведут линию поведения ребенку в «правильное» русло, желательное для семьи и общества. В этом случае вопрос, как наказывать ребенка, решается сам по себе.
  2. Подавление враждебности. Более строгий метод, включающий в себя контрмеры на основе авторитета (чаще отцовского), физических наказаний (где нет места избиению!) и прямого управления ребенком.

Вторая система всегда дает свой результат, в отличие от первой. Но и след, остающийся в психике ребенка от прямого на него воздействия, всегда также виднее и ярче проявляется в будущем поведении. Тут важно не переборщить с наказанием. Если шлепок по попе – это единственная мера, которая дает результат, то она уместна. Никогда не бейте ребенка по голове, груди, спине и конечностям – это не наказание, а побои!

Как наказывать ребенка за вранье

Понятие вранья вызывают негативные ассоциации. Каждый родитель с детства старается внушить своему ребенку, что врать нельзя. Но случается, что он начинать врать сверстникам, педагогам, маме и папе, самому себе. Психологи на этот счет дают несколько рекомендаций:

От вранья растет длинный нос

  • Ребенок должен быть осведомлен о том, что вранье — это табу, существует жесткое семейное правило, в котором врать нельзя категорически. И нарушение данного правила с последующим за этим наказанием будет тогда считаться справедливым. При этом точно не нужно брать в руки ремень.
  • Если ребенок пошутил, а вы в порыве плохого настроения срываете на него злость и наказываете якобы за вранье, то из этого не выйдет ничего хорошего. Малыш озлобится. Он должен четко понимать, что именно сделал не так. Если понимания нет, ругать и наказывать нельзя.
  • Лучший способ наказать ребенка за вранье без применения силы — объявить ему небольшой бойкот. Не улыбайтесь ему, не дарите ласку, не проявляйте инициативного внимания. Он должен понять, что вы расстроены из-за его поведения, что именно его вранье огорчило вас, а не какое-то непослушание, совершенное раньше. Идеально — дождаться извинений и обещаний больше так не делать.
  • Один из проверенных временем способов — угол. Пока ребенок стоит там, ему ничего другого не остается, как думать, что нам и требуется. В качестве альтернативы можно посадить его в центр комнаты на стул, чтобы он видел любимые игрушки, выключенный телевизор, но не имел возможности всем этим воспользоваться.
READ
9 трав от бессонницы

Помните, что лучшее средство в борьбе с детским враньем — это общение и хороший пример. Будучи ребенком, каждый из нас фантазирует, сочиняет истории, выдумывает персонажей. Вспомните об этом и не принимайте близко к сердцу несерьезную ложь. Просто скажите в очередной раз, что скоро перестанете верить в то, что малыш говорит, не станете его слушать. Расскажите сказку про пастуха, который врал про волка, и ничем хорошим это не закончилось.

Как наказывать ребенка за воровство

Чтобы понять причину воровства со стороны ребенка, нужно разобраться в его желаниях и потребностях. Возможно, воровство обусловлено наличием у него клептомании, большим соблазна получить то, что хочется, избалованностью со стороны родителей, несправедливостью со стороны социума или желанием получить новые яркие эмоции. В любом случае воровство — это плохо и наказывается законом, воровать чужое нельзя, и объяснить ребенку данное правило нужно обязательно.

Рекомендации

Как наказывать ребенка? Рекомендации следующие:

Ребенок вытаскивает деньги из сумки

  • Ваше отношение в воровству может сыграть решающую роль, ведь родители почти всегда авторитетны для детей. Расскажите, как вам чужды подобные поступки и как страдают люди, у которых что-то своровали. Поделитесь историей, которая произошла с вами раньше и в которой у вас забрали что-то против воли, а вам было очень грустно без утраченной вещи.
  • Если вы точно знаете, что ребенок украл тот или иной предмет или деньги, объясните всю отрицательную подоплеку ситуации и подскажите ему вернуть все на место и попросить прощения. Хорошее слово всегда ценнее ремня.
  • Важно считать воровство со стороны ребенка своей проблемой, а не его. Ее должны решить родители.
  • До 7 лет воровство сложно назвать таковым. Дети в этом возрасте трудно различают, что является их вещью, а что — чужой. На этом этапе очень эффективным является беседа об этом различии.
  • Важное значение имеет первичная реакция родителей на уличение в воровстве своего ребенка. Бить ремнем, ругать при этом нельзя, иначе он просто пойдет воровать у других людей. Необходимо воспитать в ребенке идеалы, много говорить о том, что честным быть хорошо, показывать соответствующие мультики и читать сказки.
  • Выясните, не влияет ли на такое поведение кто-то другой. Случается, что старшие ребята запугивают ребенка угрозами, вынуждая приносить деньги и ценные вещи. Будьте ближе к своим детям, чтобы они могли открыться вам и рассказать об этом.

Будьте на чеку

Всегда будьте на чеку, не оставляйте без внимания непослушание ребенка, его серьезные проступки вроде воровства. Если пропустить раз подобный инцидент, он может повториться и войти в привычку. Даже плохие оценки в школе требуют внимания. Рассказывайте ребенку, как бы вам было приятно и как бы вы гордились им, если бы он приносил домой хорошие оценки. О мнении О.Е. Комаровского по поводу наказания детей смотрите в видео.

Весь процесс воспитания — это череда вопросов и ответов, поощрений и наказаний. Вырастить достойного, гармонично развитого человека – большой труд и первостепенная родительская задача. Каждый сам решает, как наказывать ребенка и не прогадать. Можно лишь посоветовать не торопиться выдавать конфету за каждое «да» и бить ремнем за каждое «нет». Необходим компромисс с учетом возраста, умственного развития ребенка и воспитания самих родителей, как первых и самых важных учителей для своих ребятишек.

Ссылка на основную публикацию