Признаки аутизма у детей от 3 месяцев

Признаки аутизма

Первые симптомы аутизма проявляются у детей до года, пока они еще не начали ходить и разговаривать. Важно знать о них, чтобы вовремя заметить признаки аутизма у ребенка. Своевременное лечение в данном случае будет более эффективным, чем-то, которое начато в более позднем возрасте.
К этим симптомам относят:

  • отсутствие зрительно контакта с родителями;
  • отсутствие обмена звуками между ребенком и родителями;
  • задержка в появлении лепета или полное отсутствие стадии « гуления»;
  • отсутствие доречевых жестов;
  • нарушения сна.

Если у ребенка обнаруживается несколько указанных симптомов, это может служить поводом для обращения к врачу. Однако проявление подобных симптомов не всегда означает, что ребенок болен аутизмом. Только консультация специалиста поможет установить истинную причину нарушений.
Важно проведение качественной диагностики, как психологической, так и генетической. Признаки аутизма могут быть характерны для целого ряда генетических заболеваний, например, для таких, как синдром ломкой Х-хромосомы. Поэтому важно поставить правильный диагноз своевременно, ведь от этого будут зависеть методы лечения и коррекции.

Наиболее ярко признаки аутизма начинают проявляться в возрасте от трех лет и старше. Нарушения, характерные для заболевания, отслеживаются в следующих областях:

  1. взаимодействие ребенка с окружающими ( отсутствие интереса к коммуникации);
  2. нарушения или полное отсутствие речи или речь из собственных, несуществующих слов — «тарабарский язык»;
  3. речевые, двигательные и поведенческие стереотипии.

Нарушения во взаимодействии с окружающими проявляется в том, что больной аутизмом ребенок не идет на контакт ни с родителями, ни со сверстниками. Он сконцентрирован на собственном внутреннем мире и переживаниях. Не отзывается на собственное имя и вообще на чей-либо голос, часто производит впечатление глухого. Детям-аутистам обычно не характерно чувство эмпатии — сопереживания другому человеку. Они могут проявлять агрессию по отношению к окружающим иногда по незначительным поводам.

Взаимодействие с окружающими

Ребенок-аутист почти все делает самостоятельно и не обращается за помощью к родителям. Для больных аутизмом характерно нарушение речевой функции. Дети-аутисты поздно начинают говорить, не имитируют слова и не подражают звукам, у них нет простой фразовой речи в том возрасте, когда она уже должна появиться. Многие аутисты в раннем возрасте вообще не говорят, предпочитая словам звуки вроде мычания. Если ребенок-аутист и умеет говорить, то редко использует речь для общения с окружающими, во время разговора не использует местоимений я, ты, они, часто говорят о себе в третьем или втором лицах.

Хотелось бы отметить, что для расстройств аутистического спектра характерны также нарушения мимики и жестикуляции: мимика « бедная», отсутствуют указательные жесты, а часто жесты вообще. Может использоваться безэмоциональный указательный жест при настойчивом требовании чего-либо у родителей, что может говорить о холодном и манипулятивом отношении ребёнка к ним. Больной аутизмом ребенок крайне редко выражает эмоции посредством мимики и жестикуляции, особенно если это положительные эмоции.

Особенности поведения

Поведение детей-аутистов несколько отличается от поведения остальных детей. Больные аутизмом обычно не проявляют интереса к имитативным и ролевым играм. Ребенок-аутист взамен ролевых игр предпочитает игры с мелкими предметами, причем часто фокусируется на какой-то особенности предмета, например, на одинаковой форме, цвете или звучании. Характерны игры с неигрушечными предметами ( веревки, банки, зубные щетки и т. п.), выставление предметов в ряды, часто — от большего к меньшему и наоборот, стереотипное выстраивание примитивных высоких башен « кубик на кубик». Для детей-аутистов характерно « зацикливание» на определенном действии: хлопать в ладоши, качаться из стороны в сторону, ходить на носочках, бегать по кругу, играть с собственной тенью. Кроме того, аутисты обычно стремятся к постоянству: дети не любят перемен в повседневной жизни, склонны к стереотипным поведенческим моделям, когда что-то меняется, сильно нервничают и могут проявлять агрессию.

Также к особенностям детей-аутистов относятся: ходьба по одинаковым маршрутам, просмотр одних и тех же мультфильмов или их серий, прослушивание одной и той же песни часами. Часто отсутствует различения « свой-чужой», дети могут подойти к любому чужому человеку, если он позовет.

READ
Что делать если слоятся и ломаются ногти

Особым пунктом в симптоматике аутизма идут расстройства пищевого поведения. Ребенок-аутист предпочитает употреблять пищу одной консистенции, одного цвета или формы, от остальных продуктов отказывается. Часто в рационе больного ребенка находится всего 2−3 блюда, из-за чего вполне естественно возникают проблемы с пищеварительной системой.
В заключение можно сказать, что симптомы аутизма проявляются довольно ярко и отчетливо, поэтому при обнаружении у ребенка хотя бы нескольких отклонений от нормального поведения, следует немедленно обратиться к специалисту. Лечение заболевания на ранней стадии имеет больше шансов на положительный результат.

Обнаружили у ребенка признаки аутизма? Мы поможем Вам и Вашему ребенку! Позвоните нам

Признаки аутизма

Аутизм – это не одно заболевание, а большой комплекс нарушений развития нервной системы различного происхождения, обозначаемый как расстройства аутистического спектра (РАС). По современным данным, частота встречаемости составляет 5:1000 (источник: Чарльз Ньокиктьен «Детская поведенческая неврология», 2018 г.). У мальчиков встречается в 4 раза чаще, чем у девочек. Кажущееся увеличение заболеваемости РАС (по старым данным распространенность составляла 4:10000) связано с улучшением диагностики и расширением ее критериев. Само понятие спектра появилось относительно недавно, в 2013 году, когда было принято новое издание DSM-5, до этого рассматривали лишь отдельные виды аутизма. По международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10), в настоящее время выделяются детский аутизм (F84.0), атипичный аутизм (F84.1), синдром Ретта (F84.2), синдром Аспергера (F84.5) и несколько других форм. Однако, в уже принятой во многих странах МКБ-11 (в нашей стране будет действовать с 2022 года) «расстройство аутистического спектра» фигурирует как основная нозологическая единица, а ее формы выделяются, исходя из имеющихся интеллектуальных и языковых дефицитов, например: «РАС с нарушением интеллектуального развития и с мягким или отсутствующим нарушением функционального языка», «РАС без нарушения интеллектуального развития и с нарушением функционального языка» и другие.

РАС могут различаться по степени тяжести и по патогенетическим механизмам, что сильно влияет на клиническую картину, прогноз и социальную адаптацию.

Характерные черты детей с аутизмом (РАС)

  1. Нарушение эмоционального контакта в общении с другими людьми. Данная особенность аутистов связана с несколькими механизмами, а именно:
    • «Социальная агнозия» — расстройство восприятия выражений лица, интонаций людей. Несмотря на то, что у детей с РАС нет первичных проблем со зрительным восприятием, они обращаются с окружающими больше, как с объектами, не имея способности испытывать эмпатию. В исследованиях было установлено, что при опознании человеческих лиц в мозге аутиста активируются зоны, отвечающие за восприятие неодушевленных объектов, в отличие от здоровых людей.
    • Нарушение «центрального связывания». Вследствие нарушений восприятия аутисты хорошо «ловят» разнообразные мелкие детали, но целостную картину «собрать» не могут. Именно поэтому они всё воспринимают буквально, не способны воспринять контекст, уместность поведения в той или иной ситуации, не понимают переносного смысла и язык жестов.
    • Расстройство собственной мимики, интонирования речи и экспрессии. Даже если человек с аутизмом смог воспринять эмоции другого человека (как правило, базовые эмоции они могут почувствовать – гнев, страх, радость), установление адекватного контакта осложняется тем, что ответная реакция со стороны аутиста осложнена. Это связано с дисфункцией премоторных отделов коры головного мозга и лобно-лимбических связей. Вследствие данных нарушений возникает лицевая диспраксия (нарушение произвольного управления мимикой) и генерация эмоций. Мимические и телесные выражения эмоций у таких детей бедны, нечетки и неадекватны по своему характеру. Речь механистическая (если она есть).
    • Отсутствие так называемой «модели психического» (theory of mind). Аутисты не испытывают затруднений с пониманием непосредственно наблюдаемых физических событий, однако не способны представить и понять, что чувствует и хочет сделать другой человек или интерпретировать собственные поступки и намерения. Дело в том, что это явления более высокого репрезентативного порядка, они абстрактные по сравнению с физическими предметами. Модель психического имеет отношение не только к осознанию мыслей, но и осознанию тела, а оно, в свою очередь, базируется на схеме тела (которая происходит из раннего сенсорного опыта ребенка). Поскольку схема и осознание тела у людей с РАС также нарушены, то физический контакт с другими людьми (прикосновения, поглаживания, объятия) аналогично затруднен. Аутисты чаще всего не испытывают потребности в телесном соприкосновении, поскольку не понимают коммуникативного смысла данных действий. Кроме того, физический контакт может быть неприятным и болезненным вследствие нарушения сенсорной обработки тактильных и проприоцептивных (мышечных, сухожильных) сигналов.
  2. Семантико-прагматическое нарушение речи или ее отсутствие. Более половины аутистов либо не говорят, либо говорят очень плохо. У многих детей с РАС имеются признаки дисфазии развития (алалии – в российской интерпретации), однако аутизм и дисфазия ни в коем случае не являются синонимами. Проще говоря, бывает аутизм с дисфазией, но часто встречается дисфазия без аутизма, и очень важно их различать на практике. В недавних исследованиях было доказано, что возраст, в котором у ребенка начинает развиваться речь, влияет на тяжесть проявлений аутизма и на прогноз относительно того, когда у ребенка сформируется беглая разговорная речь (Rühl D, Bölte S, Poustka F «Sprachentwicklung und Intelligenzniveau beim Autismus. Der Nervenartzt» 72:535-40 (2001 г.); Szatmari P, Bryson SE, Streiner DL e.a. «Two-year outcome of preschool children with autism or Asperger’s syndrome. Am J Psychiat» (2000 г.) 157:1980-87).
    Признаки семантико-прагматического нарушения при аутизме:
  • Трудности связного изложения мыслей (нарушена целостность, «центральное связывание», о котором упоминалось выше);
  • Несоответствие использования речи социальному контексту ситуации;
  • Ограничение в понимании речевых оборотов, сарказма, иронии и шуток, переносного смысла. Слишком буквальное понимание речи.
  • Речь не служит для взаимодействия и является эгоцентрической.
  • Интонирование является неправильным, что делает речь механистической. От речи аутиста создается впечатление как о «псевдовзрослой», педантичной.
  • У детей очень часто присутствуют эхолалии, в том числе отсроченные, когда ребенок может механистически воспроизводить целые предложения и диалоги, например, из мультфильмов. Также для детей-аутистов характерны замены местоимений «Я»-«Ты» или упоминание о себе в третьем лице. Они практически не употребляют указательные жесты.
  • При этом вербальная память у человека с РАС может быть очень хорошей, а артикуляция – четкой. Сам по себе это пункт не является нарушением, но все эти моменты относятся к общему синдрому семантико-прагматического нарушения речи, описывая его целиком.
  • Когнитивная ригидность, нарушение подвижности психических процессов, переключения. Легко заметить, что аутисты склонны «застревать» на тех или иных предметах, зачастую не интересных нормотипичным детям. Эта особенность связана с дисфункцией префронтальных отделов коры головного мозга и мозжечка. Дети с РАС часто обнаруживают неприятие каких-либо изменений в своей жизни и окружающей обстановке. Если что-то нарушилось в привычном укладе, они пугаются вплоть до состояния паники.
  • Стереотипное поведение. Аутичные дети могут часами играть с одной и той же игрушкой, разглядывать один и тот же предмет. Они могут однообразно двигаться (например, бегать по кругу, раскачиваться, открывать и закрывать дверцы мебели), повторять одни и те же слова и выражения, совершать воздействия на собственное тело. С одной стороны, такое поведение содержит сенсорную самостимуляцию, связанную с нарушением сенсорной обработки (см. пункт ниже). С другой стороны, такие повторяющиеся действия и ритуалы помогают аутисту структурировать реальность для того, чтобы воспринять ее, совершить когнитивную обработку.
  • Сенсорное своеобразие, а именно гипо- или гиперчувствительность к сенсорным воздействиям. Очень часто при исследовании процессов обработки стимулов различной модальности у аутистов диагностируется так называемое нарушение сенсорной интеграции. Для диагностики могут быть использованы как специальные пробы, так и метод вызванных потенциалов (по разным модальностям). Такие дети могут впадать в истерику при звуке блендера или пылесоса, есть несъедобные предметы, проявлять пищевую избирательность, бояться качелей или наоборот, часами на них качаться. Для коррекции слуховой гипо- или гиперчувствительности, а также при нарушении проведения акустических импульсов в кору головного мозга в нашем центре успешно применяется метод Томатис, эффективность которого доказана множеством исследований. Помимо несформированности обработки акустических стимулов у детей с РАС часто обнаруживаются трудности интеграции проприоцептивных, вестибулярных и тактильных стимулов.
  • Нарушение праксиса (диспраксия) – расстройство произвольных движений. Имеет прямое отношение к расстройству сенсорной обработки, нарушению схемы тела, а также нарушениям управляющих функций. При аутизме нарушаются различные виды праксиса, в том числе кинестетический, динамический, конструктивный, мимический. По мнению некоторых специалистов, занимающихся исследованиями РАС, при высокофункциональном аутизме (особенно при синдроме Аспергера) диспраксия является обязательным признаком. На практике нарушение произвольных движений проявляется неловкостью, трудностями координации, нерешительностью в движениях, неумением сделать простые моторные действия по своему возрасту (кинуть и поймать мяч, проехать на велосипеде, вдеть нитку в иголку).
  • Нарушение проксемии (степени близости в социальном взаимодействии). Аутисты не обладают чувством дистанции, поэтому могут, например, обнюхать человека, подойти чрезмерно близко, чем позволяет того социальный контекст. Такое поведение также встречается при других нарушениях, к примеру, у детей с СДВГ. Другая крайность – полное избегание контакта, в том числе тактильного. Это как раз специфично для детей с РАС.
  • Символическая игра, игра «понарошку», с воображаемым объектом у аутичных детей либо отсутствует, либо развита очень слабо, что становится очевидным к возрасту 18 месяцев. Основой для символической игры служат зрительные представления, которые страдают при аутизме. Поэтому воображение развивается дисфункционально.
READ
Детский Панадол сироп инструкция по применению

Ранняя диагностика аутизма

Ощущение того, что с ребенком «что-то не то», может возникать у родителей, когда ребенок еще совсем маленький (до года). Слабость глазного контакта и чрезмерная фиксация на самом себе являются первыми признаками аутизма. До 18 месяцев нельзя определить, разовьется ли у малыша символическая игра. Очень важные диагностические критерии при определении аутизма по достижении 18 месяцев – указательный жест и совместное внимание, когда ребенок сам показывает что-то интересное и смотрит в том же направлении, что и взрослый. Также важно учитывать то, как развивается речь ребенка.

В развитых странах применяют специальные опросники для родителей, такие, как CHAT и ADI-R. CHAT можно использовать с 18 месяцев, и его заполнение займет около 10 минут. В 90% случаев диагноз будет подтвержден, однако есть и вероятность ошибки, поэтому результаты опросника стоит рассматривать лишь как предварительные данные.

В 0-1 года необходимо оценить:

  • Визуальный контакт
  • Есть ли ответная улыбка
  • Стремится ли ребенок к тактильному контакту
  • Реагирует ли ребенок на свое имя
  • Лепет
  • Использует ли социальные жесты (например, «пока-пока»)

В 1-2 года:

  • Есть ли у ребенка отдельные слова
  • Понимает ли ребенок речь
  • Понимает ли жесты
  • Указательный жест, совместное внимание (к 18 мес.)
  • Проявляет ли интерес к другим детям
  • Проявляет ли необычные реакции на сенсорные стимулы (закрывание ушей от звуков, странные привычки в пище, обнюхивание предметов и т.д.)
  • Двигательные стереотипии (повторяющиеся действия, например, выстраивание кубиков в ряд)

В 2-3 года:

  • Произносит ли простую фразу из 2 слов
  • Есть ли эхолалии
  • Символическая игра
  • Наличие стереотипий

В 3 года:

  • Направлена ли речь ребенка на общение
  • Играет ли с другими детьми
  • Может ли пожалеть кого-то (проявления эмпатии)
  • Оценка мимики и жестов, выражения эмоций
  • Реакция на изменения обстановки

Признаки аутизма в 4 года и старше:

  • Ребенок понимает речь слишком буквально
  • Путает личные местоимения
  • Не способен поддерживать дружеские отношения
  • Упрямство (ригидность)
  • Не играет в сюжетные игры (в школу, в доктора, в магазин).

За единичными проявлениями не обязательно стоит диагноз в целом. Важна целостная клиническая картина. Для диагностики сейчас широко используются семейные видео, чтобы понимать, в каком возрасте ребенок что умел и как развивался.

READ
Отложения и наросты на суставах: причины, лечение

Достоверно диагноз может быть поставлен врачом-психиатром с 2 лет. Обязательно необходимо провести дифференциальную диагностику с другими похожими расстройствами: алалией (дисфазией), детской шизофренией, детской депрессией, СДВГ, обсессивно-компульсивным расстройством, синдромом Туретта.

После диагностики необходимо консультирование для родителей и терапия для ребенка. В нашем центре проводятся консультации и занятия для семей, имеющих детей с особенностями поведения по аутичному типу (независимо от того, поставлен официальный диагноз или нет). Первичный прием проходит в форме консилиума из 2 специалистов (нейропсихолога и логопеда-дефектолога). На консультации определяется структура нарушения, какие виды дефицитов есть, а какие звенья нервной системы сохранны. Составляется программа коррекции, которая может включать:

Признаки аутизма у детей до 1 года

image

Само название расстройства «аутизм» отражает его суть, так как в переводе значит «ушедший в себя» человек (греч. autos – сам). Люди с такой особенностью психического и психологического развития ориентированы вглубь себя, закрыты от общества. Не хотят и не могут с ним взаимодействовать на привычном нам уровне из-за разницы в восприятии окружающего мира.

Как правило, такой диагноз ставят в 2-5 лет. Это этап, когда личность сформировалась достаточно, чтобы по речевым, поведенческим особенностям, сделать конкретные выводы.

В зависимости от стадии развития и проведенной коррекционной работы, аутисты способны к адаптации в обществе. Могут жить в нем достаточно комфортно и успешно. Но будут чувствовать себя неуютно, или постараются закрыться от окружающих. Вдобавок приобретая задержку интеллектуального, речевого развития.

Медицина не стоит на месте. Первые ранние признаки аутизма возможно выявить уже у новорожденных грудных детей до года. Это позволяет приступить к лечению проблемы в зародыше, уменьшает количество трудностей, с которыми особый малыш будет сталкиваться по мере взросления.

Причины развития

Период, когда проявляются первые признаки и симптомы аутизма у детей-новорожденных грудничков, зависит от причины отклонения. Также имеет значение комплекс дополнительных врожденных проблем.

Ученые до сих пор не смогли детально прояснить механизм развития этого отклонения. Но вычислили провоцирующие факторы, которые усиливают заболевание, заставляя проявляться его раньше и сильнее.

  • Перенесенное кислородное голодание. На этапе беременности или во время самих родов – в данном случае не важно, когда имел место такой эпизод.
  • ДЦП – грубое поражение нервной системы, одним из проявлений которого бывает и РАС (расстройство аутического спектра).
READ
ГСГ маточных труб: что это и как проходит процедура?

Новорожденного ребенка осматривает неонатолог

  • Инфекционные заболевания, которые мать перенесла во время вынашивания ребенка.
  • Наследственная предрасположенность. Генетическая линия (мужская или женская) не имеет значения. Если среди кровных родственников есть люди с аутическими чертами, то вероятность проявления патологии в той или иной мере с рождения повышается.
  • Ожирение или проблемы с обменом веществ у матери. Особенно, если они усиливаются в период второй половины беременности.

Аутические черты могут проявиться и во взрослом возрасте у вполне сформировавшейся, прежде нормальной личности.

Медики разработали методологии, по которым можно как распознать аутизм у ребенка до года, грудничка, так и начать его лечение, и отслеживать, отступают ли у годовалого ребенка признаки отклонения аутического характера.

Как проявляется аутизм у ребенка до 1 года?

Выявлять отклонения в психическом состоянии человека в столь раннем возрасте – крайне сложная задача.

Благодаря исследованиям начала XXI века, удалось выявить закономерности зрительных реакций младенцев, позволяющие с большой вероятностью установить наличие расстройств аутического спектра.

В ближайшие годы каждый педиатр будет знать, как определить и распознать аутизм у новорожденного ребенка до года.

Ребенок в лесу играет шишкой

Следует говорить о нескольких типах реакций в зависимости от степени выраженности отклонений и возраста предполагаемого пациента. У детей до 4 лет выявляются отклонения в 4 направлениях:

  • нарушения коммуникации;
  • изменения социальных взаимодействий;
  • поведение на основе стереотипов;
  • типичные клинические проявления.

В совсем юном возрасте, в первые месяцы жизни, проявляются только проблемы с основной коммуникацией и социализацией.

Признаки аутизма у детей от 3 месяцев

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн – Пт с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая!

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 – 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

Есть определённый ряд признаков аутизма, на которые взрослым, окружающим ребёнка нужно обратить внимание.

Бесплатные занятия с логопедом
Бесплатный курс ИКТ для детей

Аутизм – это определённое нарушение в развитии. Чтобы понять, что это такое, нужно определено понимать следующее – наш мозг постоянно обрабатывает различную информацию, которая поступает в него с помощью зрительных, тактильных, слуховых, обонятельных анализаторов.

READ
Капли от алкоголизма : инструкция по применению

Особенность данного заболевания состоит в том, что нарушено восприятие тех сигналов, которые воспринимает наш мозг. И таким образом одни сигналы для детей с аутизмом являются очень интенсивным, а другие могут не замечаться вообще, нет той зависимости, которая есть у всех обычных людей, когда сильные сигналы воспринимаются интенсивно, слабые – слабо. В результате неправильного восприятия сигналов, нарушаются контакты ребёнка с окружающим миром, человек, находящийся в аутическом спектре реагирует на него иначе.

Главным заданием родителей является вовремя заметить, что его ребёнок другой и не такой как все, чтобы вовремя ему помочь социализироваться, наладить контакт с внешним миром.

Признаки раннего детского аутизма

Есть определённый ряд признаков аутизма, на которые взрослым, окружающим ребёнка нужно обратить внимание.

Социальные проблемы

  • Избегание зрительного контакта

Нормотипичный ребёнок при разговоре с ним всегда смотрит в глаза. Ребёнок с аутизмом либо не смотрит на источник звука, либо смотрит на другие части тела: нос, переносица, губы и т.д.

Аутист не смотрит в глаза

  • Негативная реакция на прикосновения

Стремление к тактильному контакту заложено в каждом ребёнке, очень часто при первой возможности обычный ребёнок запрыгивает взрослому на руки, у детей находящихся в аутичном спектре такая потребность отсутствует.

  • «Холодность» или чрезмерная привязанность к матери

Аутичный ребёнок очень часто неадекватно реагирует на родителей: или нет привязанности к матери вообще, т.е. он может оставаться с любыми другими людьми подолгу, не замечать прихода и ухода родителей, либо же иметь чрезмерную привязанность – даже при уходе родителя в другую комнату – закатывать сильную истерику.

Аутичный ребёнок часто играет один, он не обращает внимания на рядом играющих детей.

  • Не проявляет интереса к окружающим людям и предметам
  • Не копирует поведение взрослого
  • Боязнь интенсивных раздражителей

Ребёнку с аутизмом может быть неприятным яркий свет, громкий звук. Реакция на такие раздражители отличается тем, что ребёнок реагирует через чур бурно, он кричит, плачет, закрывает уши руками или же наоборот смеётся.

Аутизм, боязнь звука

  • Используют для игр необычный материал

Зачастую такие дети играются не игрушками, а предметами мебели или одежды.

Трудности общения:

  • Замедленное развитие речи или регресс ключевых навыков.

Существует два варианта развития этих симптомов. Первый это когда начинается всё с момента рождения – у ребёнка нет лепета, не появляются слова. Второй – это когда ребёнок развивается нормально, у него формируется речь, а потом вдруг начинается регресс уже выработанных речевых навыков, общения.

Ребенок не говорит

  • Запаздывание «возраста вопросов»

Ребёнок почему-то не задаёт вопросов, которые задают всё нормотипичные дети

  • Отсутствие ответной улыбки
  • Отсутствие языка мимики и жестов
  • Отсутствие возможности диалога
  • Нет адекватной реакции на просьбы

Иногда может казаться, что ребёнок не слышит просьб, он «занят своими делами». Часто родители думают, что ребёнок вредничает, не хочет выполнять их поручения.

  • Нет желания участвовать в коллективных играх

Ребенок не играет с детьми

  • Нет желания дружбы
  • Нет просьб
  • Присутствие в речи неологизмов или эхолалии.

В речи аутичного ребёнка очень часто встречаются придуманные, несуществующие слова или же ребёнок повторяет только, что услышанные слова в механическом порядке, не вдумываясь в смысл. Часто ребёнок с аутизмом может отвечать вопросом на вопрос.

  • Длительное использование второго и третьего лица для идентификации себя

Т.е. ребёнок не говорит о себе «я», чаще называет себя по имени.

READ
Капли от алкоголизма : инструкция по применению

Стереотипное поведение

  • Повтор одних и тех же движений

Ребёнок может беспричинно кружиться, хлопать в ладоши, странно вертеть руками, мотать головой и т.д.

Стереотипные игры при аутизме

  • Невозможность отвлечения от однообразных, повторяющихся действий
  • Сложность адаптации к новым условиям и окружению
  • Жёсткая привязанность к распорядку дня
  • Избирательность в еде

Разобраться в данной проблеме родителям в одиночку практически невозможно. Все действия аутичного ребёнка воспринимаются как некоторые странности, которые ребёнок должен перерасти. Поэтому очень тяжело аутизм диагностировать рано. При чем, что удивительно, когда у ребёнка, не вовремя вырос зуб или недобор веса, то родители оббегают всех врачей. Но когда дитя не смотрит и не отзывается на маму, то значит, что он такой вредный.

Если у вашего ребёнка обнаруживается что-то схожее с вышеперечисленным, это не значит, что нужно самому ставить диагноз впадать в панику. Первое, что нужно сделать – это проконсультироваться со специалистом, а именно: педиатром, неврологом, психиатром.

В каком возрасте можно обнаружить аутизм

Ранний детски аутизм можно определить до 3-х летнего возраста, но специалисты уже с 3-х месячного возраста могут сказать, что риск этого диагноза достаточно высок.

Симптомы аутизма

Признаки аутизма у детей младше 1 года

В этом возрасте необходимо обратить внимание, соответствует развитие ребенка основным этапам. Вот несколько вещей, о которых стоит побеспокоиться:

  1. Не проявляет интереса к лицам.
  2. Не вглядывается в глаза, не улыбается, и может показаться, что малыш смотрит прямо через вас.
  3. Не всегда реагирует на звуки.
  4. Не реагирует на свое имя, не поворачивается, чтобы увидеть, откуда идет звук, или не проявляет никакой активности, когда слышит громкий шум. В других ситуациях его слух может показаться прекрасным.
  5. Не нравится, когда его обнимают или трогают.
  6. Не проявляет интереса к типичным детским играм.
  7. Не лепечет и не показывает других ранних признаков разговоров.
  8. Не использует жестов, как способ общения.

Признаки аутизма у малышей до 2 лет

Среди самых распространенных:

  1. Не использует жестов.
  2. Не качает головой: да или нет.
  3. Не указывает на то, что хочет.
  4. Не указывает объекты, чтобы проявить интерес к окружающему миру. К 14-16 месяцам большинство здоровых детей обращают ваше внимание на то, чем они заинтересованы, например, щенком или новой игрушкой.
  5. Не использует одиночные слова в возрасте 16 месяцев или двухсловных фраз в возрасте 24 месяцев.
  6. Потерял словесные или социальные навыки. Использовал для разговора несколько слов или проявлял интерес к людям, но теперь этого не делает.
  7. Проблемы с ходьбой.

Признаки РАС у детей 3-летнего возраста

У некоторых детей симптомы аутизма проявляются в первые несколько месяцев жизни. У других не проявляются симптомы до двух лет. Легкие признаки трудно выявляются и могут быть ошибочно приняты за застенчивый темперамент или особенности характера.

Вы можете увидеть некоторые из признаков аутизма у трехлетних детей.

Навыки общения:

  • не отвечает на имя;
  • избегает зрительного контакта;
  • предпочитает играть в одиночку;
  • не любит или избегает физического контакта с другими людьми;
  • не заинтересован или не знает, как подружиться;
  • испытывает трудности с выражением или разговором о чувствах, с трудом понимает чужие чувства.
READ
Надрыв связок коленного сустава

Языковые и коммуникативные навыки:

  • задерживаются речевые и языковые навыки (отстает от сверстников);
  • разговор в виде эхо – повторение последних нескольких слов разговора.

Поведенческие навыки:

  • выполняет повторяющиеся движения;
  • игрушки или другие предметы выстраивают организовано;
  • не любят перемен в быту;
  • циклические повторения игровых движений;
  • частое наблюдение за огнем, водой и крутящимися колесами.

аутизм симптомы

Другие потенциальные признаки аутизма:

  • импульсивность;
  • агрессивное поведение;
  • сильные истерики;
  • переборчивость в еде;
  • отсутствие чувства страха.

Наличие любого из этих признаков или симптомов может быть нормальным, но наличие нескольких из них, особенно с задержкой речи, должно вызвать дополнительную озабоченность.

Каковы признаки аутизма у 4-летнего ребенка?

Признаки аутизма у детей становятся более очевидными с возрастом.

У вашего ребенка могут проявляться некоторые из следующих признаков аутизма.

Навыки общения:

  • не откликается на свое имя;
  • избегает зрительного контакта;
  • предпочитает играть в одиночку, чем играть с другими;
  • не рассказывает истории;
  • не заинтересован во взаимодействии или общении с другими;
  • не любит или активно избегает физического контакта;
  • гримасничает;
  • с трудом понимает чужие чувства и плохо проявляет свои.

Языковые и коммуникативные навыки:

  • не может создавать предложения;
  • повторяет слова или фразы снова и снова;
  • не отвечает на вопросы соответствующим образом или руководствуется указаниями;
  • не понимает счет или время;
  • меняет местоимения (например, говорит «вы» вместо «я»);
  • редко или никогда не использует жесты или язык тела, такие как размахивание.

Поведенческие нарушения:

  • выполняет повторяющиеся движения;
  • строит игрушки или другие объекты в определенной последовательности;
  • расстраивается из-за небольших изменений в повседневной жизни;
  • играет с игрушками одинаково каждый раз;
  • любит определенные части предметов (часто колеса);
  • имеет навязчивые интересы;
  • повторяет определенные процедуры циклично.

Дополнительные признаки аутизма у 4-летних:

  • гиперактивность или короткое время внимания;
  • импульсивность;
  • агрессия;
  • истерики;
  • нерегулярная реакция на звуки, запахи, вкусы, взгляды или текстуры;
  • неуместные эмоциональные реакции.

Признаки аутизма у детей 5 лет

Красные флаги социальных коммуникаций:

  • ребенок не делится наблюдениями или опытом с другими;
  • как правило, не смотрит прямо на других людей (иногда называют отсутствием зрительного контакта);
  • может быть отсутствие речи или необычные речевые узоры, такие как повторение слов и фраз (эхолалия), отказ использовать «я», заменяет на «ты» и «вы»;
  • может не проявлять желания быть обнятым, предпочитает оказываться в кругу знакомых людей и может показаться, что он относится к людям как к объектам и к источнику комфорта;
  • избегает социальных ситуаций, предпочитая быть в одиночестве;
  • присутствует ограниченное развитие игровой деятельности, в частности, творческая игра;
  • повышенная плаксивость или необычное отсутствие плача.

Поведенческие красные флаги:

  • частые повторяющиеся движения, такие как дрожание рук или хлопанье, продолжительное раскачивание или вращение предметов;
  • наличие навязчивого интереса к некоторым игрушкам или предметам, игнорируя при этом другие вещи;
  • наличие чрезвычайной устойчивости к изменениям в процедурах или их окружении;
  • сложность в питании – не может пережевывать твердые предметы;
  • часто возникают трудности с приучением ходьбы на горшок;
  • проблемы со сном;
  • раздражение или агрессия во время посещения людных и шумных мест.

Признаки аутизма в возрасте 6 лет

Признаки аутизма с 6 до 15 лет схожи, и при отсутствии полноценной коррекции, могут с каждым годом усугубляться.

Социальные / эмоциональные проблемы:

  • трудности в создании и поддержании дружеских отношений;
  • изолированные или повторяющиеся игры;
  • атипичные интересы по сравнению со сверстниками;
  • непослушный или не осознающий, как его действия влияют на других;
  • выражает сильное беспокойство, депрессия, гнев или страх.

Речевые навыки:

  • монотонная или необычно формальная речь;
  • литеральная интерпретация фраз, не понимает сарказма, шуток;
  • низкие / плохие навыки невербальной коммуникации;
  • может закрыться и не реагировать на просьбы или вопросы.

Поведенческие навыки:

  • повышенный интерес / гиперфокус по одной конкретной теме, интересам или объекту;
  • интенсивная реакция на изменения бытовой рутины;
  • цикличные движения руками, качание или другие жесты при расстройстве или возбуждении;
  • чрезмерные реакции на прикосновение, текстуры, боль или звуки;
  • плохие двигательные навыки и навыки координации;
  • тревога, депрессия, выборочное молчание.
READ
Герпес после татуажа губ, как лечить

Психосоматика аутизма у детей

Многие психиатры считают, что причины развития аутизма необходимо искать в раннем младенческом возрасте (от 0 до 8 месяцев). Специалисты уверены, что в большинстве случаев причиной появления заболевания является психосоматика.

аутизм психосоматика

Дети закрываются от внешнего мира и теряют навык контактировать на подсознательном уровне, например, когда теряют чувство безопасности и защищенности, когда часто окружены бранью, криками, жалобами и т.д.

В младенческом возрасте психика детей очень слабая и ранимая, и для того чтобы не испытывать стресс, происходит полная отрешенность от внешней среды, от всех раздражительных факторов.

Психотерапевты замечают, что дети в спокойной и тихой обстановке начинают проявлять желание к общению, им комфортно.

Итак, психосоматика аутизма у детей – это своеобразная защитная реакция на стресс.

Признаки аутизма у малышей

Расстройство аутического спектра, широко известное как аутизм, относится к группе сложных расстройств, которые влияют на развитие мозга.

Эти расстройства имеют различную степень, в зависимости от трудности вербальной/невербальной коммуникации, социального взаимодействия,

повторяющегося поведения. Большинство родителей не замечают признаки аутизма, потому что даже не хотят думать об этом. Тем не менее,

«поймав» аутизм в возрасте до 18 месяцев, вы можете внести существенную разницу в развитие ребенка.

Если заметить аутизм в младенчестве, то лечение становится относительно легким, ибо молодой мозг более чутко реагирует на подходы врачей.

К сожалению, хотя большинство симптомов заметны в возрасте от 12 до 18 месяцев, диагностировать аутизм трудно вплоть до 24 месяцев.

Ранее обнаружение аутизма (до 18 месяцев) повышает шансы «перенастройки» мозга и дает возможность, в том числе, полностью изменить симптомы.

На что обращать внимание?

Важно отметить, что вы не должны искать признаки аномалий, но вы должны замечать отсутствие нормального поведения. Большинство родителей

игнорирует тихих и нетребовательных детей, думая об этом как о благе. Тем не менее, если это часто признак аутизма. Другими признаками может

быть отсутствие реакции на объятия, отсутствие зрительного контакта.

Вот некоторые дополнительные признаки аутизма у малышей:

• Не улыбаются, когда им улыбаются
• Не демонстрируют ответ на свое имя
• Не следуют за объектами глазами
• Не используют жесты для общения
• Не производят шум, чтобы привлечь внимание
• Не имитируют ваше выражение лица или движения
• Не проявляют интерес к игре с другими
• Не делают основные запросы и не просят помощи

Обязательно посетите педиатра, если вы заметили следующие задержки:

• к 6 месяцам ребенок не проявляет никаких радостных выражений, например, улыбки
• к 9 месяцам ребенок не обменивается улыбками, звуками или любыми выражениями лица
• к 12 месяцам ребенок не пытается как-нибудь говорить, не делает жесты, не размахивает руками и т.п.
• к 16 месяца не произнес ни слова
• к 24 месяцам не делает поделки, не способен сказать фразы из двух слов

Вот норма для развития ребенка, отстранение от которой может означать проблемы:

В 3 месяца: ребенок показывает социальную улыбку; поднимает грудь и голову, пока лежит на животе; пытается общаться (не словами, но своими способами); трясет и хватает игрушки и другие предметы; тянет руки в рот; реагирует на голоса близких; имитирует звуки; поворачивает голову на звуки; следует глазами и головой за объектами.

В 7 месяцев: проявляет интерес к социальной игре; отзывается на свое имя; пытается дотянуться до объектов в поле своего зрения; проявляет интерес к зеркалу; сидит (с поддержкой руками, позже без нее); пытается перенести объект из одной руки в другую; переворачивается; начинает понимать слово «нет».

READ
Детский Панадол сироп инструкция по применению

В 12 месяцев: плачет, когда мама или папа уходят; чувствует беспокойство при незнакомых; повторяет жесты и звуки для привлечения внимания; проявляет интерес к имитации других людей; может найти спрятанные объекты; понимает, как использовать объекты; может трясти головой; говорит первые слова (мама, папа или аналоги, вроде мами и папи); учится имитировать слова и использовать интонацию; пытается ходить с определенной помощью; отлично взаимодействует с объектами (держит, ударяет, кладет и т.п.).

В 24 месяца: имитирует поведение взрослых; чувствует бодрость в компании других; проявляет большую независимость; проявляет дерзость; может находить объекты и сортировать их; указывает на картинки и объекты, когда их называют; произносит слова и часто простые фразы; понимает простые инструкции; способен ходить без посторонней помощи.

В 36 месяцев ребенок: имитирует друзей; проявляет симпатии; может ждать своего времени (например, своего хода в игре); понимает, что принадлежит ему, а что нет; может находиться где-то без присутствия родителей и близких (например, в детском саду); проявляет много новых эмоций; начинает играть с механическими игрушками; может собрать паззл из нескольких кусочков; может составить небольшое предложение; может назвать свой возраст, свое имя и свой пол.

Детский аутизм: причины, симптомы, лечение

Детский аутизм — это сложное состояние, выражающееся в нарушении развития психической сферы и других систем организма, которое не зависит от этнической принадлежности человека, социального статуса или стиля отношений в его семье. Родители часто первыми замечают, что их ребенок ведет себя необычно и проходит основные этапы развития не так, как сверстники. Иногда поведение малыша кажется особенным с самого рождения. В других случаях ребенок, который развивался абсолютно нормально, может неожиданно утратить ранее приобретенные навыки. Если родители считают, что с ребенком что-то не так, важно как можно скорей рассказать о своих опасениях специалисту!

Детский аутизм. Что это такое?

Научные исследования аутизма проходят по всему миру, но причины возникновения у ребенка таких особенностей поведения и развития пока не найдены.

Известны следующие факты:

1. Как минимум, у одного из ста детей сегодня диагностируют то или иное расстройство аутистического спектра (РАС);

2. Детский аутизм (или расстройство аутистического спектра) чаще встречается у мальчиков, чем у девочек;

3. В большинстве стран людей с расстройством аутистического спектра больше, чем больных диабетом, раком и СПИДом вместе взятых;

4. Пока точно не определены анализы для диагностики детского аутизма;

5. Некоторые признаки аутизма будут сопровождать человека на протяжении всей его жизни, но помочь детям с РАС можно.

Чем раньше начать профессиональную реабилитацию ребенка, тем больше будет у него возможностей адаптироваться в социуме и быть успешным в разных сферах жизни.

Детский аутизм. Признаки и симптомы

  • Симптомы аутизма могут быть весьма серьезны, а могут быть практически незаметны;
  • У многих детей с расстройством аутистического спектра интеллектуальное развитие будет соответствовать возрастной норме;
  • Дети с РАС особым образом воспринимают информацию;
  • Некоторые дети имеют феноменальную память и могут быть успешны в музыке, математике или искусстве;
  • Часть детей с РАС не говорят, но могут общаться, используя альтернативные средства коммуникации: жесты, обмен карточками с рисунками;
  • Как правило, детей с РАС будет отличать стереотипное, повторяющееся поведение и желание жестко следовать определенным привычкам и ритуалам;
  • У людей с РАС в любом возрасте будут сохраняться сложности в построении отношений с другими людьми.

ТРЕВОЖНЫЕ СИГНАЛЫ: на что обратить внимание родителям детей 1,5 – 2 лет

Если вы заметили у своего ребенка суммарно три и более признаков, приведенных ниже, или вы видите, что он заметно отстает в приобретении навыков, желательно провести более полную диагностику развития малыша.

READ
ГСГ маточных труб: что это и как проходит процедура?

СФЕРА СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Ребенок ведет себя так, будто он “настроен на свою волну”, его сложно заинтересовать чем-либо:

  • не замечает, когда мама уходит из комнаты или возвращается в комнату;
  • расстраивается и протестует, когда взрослый пытается поучаствовать в его игре;
  • сидя в кроватке, может монотонно кричать — вместо того, чтобы позвать маму;
  • не улыбается в ответ на улыбку;
  • не реагирует на свое имя;
  • отчаянно сопротивляется объятиям, не дает взять себя на руки.

СФЕРА ПОВЕДЕНИЯ

  • играет в игрушки необычным образом, например, выстраивая их в ряд;
  • у наблюдающего за ребенком может возникнуть ощущение, что ребенок “прилип взглядом” к какому-то предмету;
  • может долго кружиться вокруг своей оси;
  • вращает предметы, близко поднося их к глазам;
  • не проявляет интереса к игрушкам, но при этом может постоянно интересоваться каким-то бытовым предметом, например, обогревателем;
  • пытается есть, лизать или кусать несъедобные предметы (подушку, одеяло, одежду);
  • может длительное время щелкать пальцами, поднеся руки к самому лицу;
  • сидя на одном месте, может подолгу раскачиваться;
  • может не любить посещать новые места и избегать любых новых впечатлений.

СФЕРА КОММУНИКАЦИИ

Ребенок с аутизмом:

  • может быть очень привязан к кому-либо одному из близких, например, к маме, не отпуская ее от себя даже на короткое время;
  • гораздо позже других детей начинает говорить;
  • часто не использует жесты, а вместо этого пользуется руками других людей, подводит взрослых туда, куда ему надо (использует “управляемую руку” взрослого);
  • избегает контакта “глаза в глаза”;
  • “автоматически” повторяет услышанные слова или фрагменты предложений, песен, стихов.

НАРУШЕНИЕ МОТОРИКИ

  • может постоянно ходить на цыпочках;
  • может часто и многократно взмахивать руками и потряхивать кистями рук;
  • не может освоить детские подвижные игры, научиться залезать на шведскую стенку или кататься на велосипеде.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ

Многие дети с РАС очень чувствительны:

  • с трудом переносят определенные виды шума, музыку, яркий свет или мигание лампочки, резкие запахи;
  • закрывают уши руками;
  • обнюхивают предметы;
  • с трудом переносят прикосновения к коже, не любят мыться, причесывать волосы, носить некоторые виды одежды;
  • часто кричат, т.к. испытывают боль в животе, зубную и другие виды боли, но не могут сообщить об этом.

ПРИЧИНЕНИЕ ВРЕДА САМОМУ СЕБЕ

Ребенок может кусать свои руки и царапать тело, вырывать у себя на голове волосы, биться головой о пол или стену.

НАРУШЕНИЕ ЧУВСТВА ОПАСНОСТИ

Ребенок ведет себя так, будто у него нет инстинкта самосохранения или, наоборот, он чрезмерно боязлив и осторожен.

ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ

  • ребенок соглашается только на определенный узкий набор продуктов и не готов пробовать новые виды еды;
  • страдает поносами (запорами).

НАРУШЕНИЯ СНА

Часто путает день и ночь, может быть активным в любое время суток.

ЧТО ДЕЛАТЬ ДАЛЬШЕ

1. Поделитесь своими сомнениями с педиатром, который наблюдает вашего малыша, или с любым другим специалистом в детской поликлинике — неврологом, психологом, логопедом и т. п.

2. Запишитесь на прием к участковому психиатру.

3. Запишитесь на консультацию в ГБУЗ “Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков имени Г. Е. Сухаревой ДЗМ” (принимает детей от 1 года до 18 лет). Запись на прием по будням с 8.00 до 20.00, в субботу с 9.00 до 19.00, воскресенье — выходной.

Запись на прием к специалистам осуществляется по: телефону: +7 (495) 44-55-495 или электронной почте: call-center@suhareva-center.mos.ru.

Пожалуйста, обратите внимание, что по действующему в РФ законодательству информация об обращении в Центр им. Г.Е. Сухаревой является врачебной тайной, не сопровождается “постановкой на учет” и будет передана участковому психиатру по месту жительства только с согласия родителей и в том случае, если необходимо решение социальных вопросов, например, ребенку требуются льготные лекарства и/или оформление инвалидности.

Ссылка на основную публикацию