Аффективно-респираторные приступы у детей

Аффективно-респираторные приступы у детей

Респираторные аффективные судороги наблюдаются у детей с повышенной возбудимостью в возрасте от 7 — 8 мес до 2 лет. В 30% случаев они носят семейный характер и провоцируются психогенным фактором: испугом, сильпой болью, гневом. Ребенок начинает кричать, затем наступает задержка дыхания на вдохе (инспираторная остановка дыхания), развивается цианоз, голова запрокинута назад, зрачки расширены, сознание утрачивается на несколько секунд. Мышечный тонус обычно снижен, но иногда отмечается гипертония. Если это состояние не ликвидировать, то в результате гипоксии могут начаться генерализованные судороги. В конце приступа наблюдается непроизвольное мочеиспускание, ребенок вял, сонлив, по может быть и в нормальном состоянии. При переключении его внимания до появления цианоза приступ может купироваться на этом этапе.

Психомоторное развитие в большинстве случаев не страдает, однако в анамнезе иногда имеются указания на патологию преперинатального периода. В неврологическом статусе можно обнаружить микросимптоматику (асимметрию мышечного тонуса, повышение сухожильных рефлексов, непостоянный симптом Бабинского и др.). На ЭЭГ в 38—45% случаев обнаруживаются изменения, характерные для органического поражения,— фоновая кривая с многочисленными медленными волнами, разрядами пиков, асимметрия колебания биопотенциалов. У 50% детей с аффективными судорогами наблюдаются эмоциональные и поведенческие нарушения. Диагноз этого вида судорог не представляет трудностей, так как они всегда следуют за отрицательной эмоциональной реакцией. Если имеются изменения на ЭЭГ, такой ребенок должен быть отнесен в группу «высокого риска» по развитию в дальнейшем эпилепсии.

Диагноз судорожного синдрома у новорожденных и грудных детей представляет в некоторых случаях затруднение. Это связано с атипичным течением, абортивпостыо, кратковременностью пароксизмов. У новорожденных не всегда четко выражен двигательный компонент. Такие судороги часто принимают за обычные движения новорожденного и диагностируют их лишь после трансформации в генерализованные или выраженные локальные пароксизмы.

У детей грудного и более старшего возраста родители, как правило, отмечают судороги с момента их возникновения. Генерализованные судорожные припадки фиксируются сразу. Малые припадки, особенно если это касается абсансов, улавливаются не всегда, так как ребенок не падает, не теряет сознания. И только по мере их повторения родители обращаются к врачу.
С целью подтверждения клинических данных и уточнения этиологии заболевания используется ряд дополнительных методов обследования.

респираторные судороги

У новорожденных с судорожным синдромом необходимо провести тщательное биохимическое исследование крови на содержание кальция, натрия, фосфора, глюкозы, пиридоксина, аминокислот. Важное значение имеет люмбальная пункция. Она делается для исключения менингита и субарахноидального кровоизлияния. Повышенный клеточный состав указывает на воспалительные изменения, эритроциты — на субарахноидальное кровоизлияние, повышенное давление ликвора — на внутричерепную гипертензию.

Нейрорентгенологическое исследование следует проводить во всех случаях судорожного синдрома у детей раннего возраста. Оно включает краниографию, пневмоэнцефалографию. С их помощью можно получить информацию о состоянии костей черепа, желудочковой системы, субарахноидальных пространств и выявить гидроцефалию, порэнцефалию, атрофию полушарий мозга и другие аномалии развития. Локальное расширение ликворных пространств свидетельствует о корковой атрофии. Задержка газа перед каким-либо участком субарахноидального пространства указывает на слипчивый процесс в оболочках. На краниограммах можно обнаружить внутричерепные очаги обызвествления вследствие паразитарных заболеваний, кровоизлияний. В последние годы для обследования больных с судорожными пароксизмами начинает применяться компьютерная томография. С ее помощью можно обнаружить кальцнфикаты, атрофические процессы, гидроцефалию, опухоли.
Ангиография позволяет диагностировать сосудистые аномалии (аневризмы, ангиомы), которые могут быть причиной судорожного синдрома.

Наиболее важное значение как дополнительный метод исследования при судорожном синдроме имеет электроэнцефалография (ЭЭГ). На ЭЭГ можно выявить более тонкие функциональные изменения, которые связаны с механизмом, провоцирующим возникновение припадка. Метод ЭЭГ как наиболее безопасный широко применяется в раннем детском возрасте. ЭЭГ позволяет не только установить наличие пароксизмальной активности мозга, но в некоторых случаях определить и локализацию патологического очага. Следует отметить, однако, что данные ЭЭГ не всегда коррелируют с тяжестью заболевания. При выраженных изменениях на ЭЭГ у больного могут быть редкие припадки, и, наоборот, частые припадки могут сочетаться с незначительными или мало выраженными дезорганизованными кривыми. ЭЭГ-исследование следует проводить в динамике для оценки эффективности лечения.

В зависимости от характера судорожных пароксизмов и изменений нервной системы, при которых они возникли, на ЭЭГ можно обнаружить различные отклонения. Судорожные припадки возникшие у новорожденного в результате родовой травмы, характеризуются наличием остроконечных волн, которые в дальнейшем сменяются высоковольтными волнами и пиками или комплексами «пик—волна» с атипичной следовой волной.

READ
Творожная диета Магги: меню на каждый день

Для детей с различными вариантами малых пропульсивных припадков характерна гипсаритмия (нерегулярные генерализованные высокоамплитудные медленные волны и разряды пиков, различной длительности и изменяющейся локализации). На фоне пшсаритмии возникают разряды пиков с гиперсинхронными медленными волнами (2—2,5 колебания в 1 с).

При органическом поражении центральной нервной системы на фоне общих диффузных изменений, характерных для этого вида поражения, обнаруживается диффузная дисритмия медленного типа с наличием гиперсинхронных тета- и дельта-колебаний. Патологическая картина более выражена в затылочной области, что характерно для детского возраста.

Комплексное клинико-электроэнцефалографическое и нейро-рентгенологические исследования способствуют ранней этиологической диагностике и целенаправленному лечению.

Информация на сайте подлежит консультации лечащим врачом и не заменяет очной консультации с ним.
См. подробнее в пользовательском соглашении.

Аффективно-респираторный синдром у детей

Аффективно-респираторный синдром (АРС) – эпизодические кратковременные остановки дыхания у детей, развивающиеся при интенсивном эмоциональном возбуждении. Приступы апноэ появляются на пике плача, сильной боли, испуга после удара, падения. Аффект внезапно прекращается, ребенок не может вдохнуть, замолкает, синеет или бледнеет, тонус мышц падает. Иногда возникают судороги, обмороки. Через несколько секунд дыхание восстанавливается. Диагностика основана на опросе, осмотре невролога, дополняется ЭЭГ, консультацией психиатра, кардиолога, пульмонолога. Лечение проводится с помощью медикаментов, психокоррекции методов воспитания.

Аффективно-респираторный синдром у детей

Общие сведения

Название синдрома «аффективно-респираторный» произошло от двух слов: «аффект» – интенсивная неконтролируемая эмоция, «респираторный» – относящийся к процессу дыхания. АРС – нарушение ритмичности вдоха-выдоха на фоне сильного гнева, плача, страха, боли. Синонимичные названия – аффективно-респираторный приступ, закатывания в плаче, приступ апноэ, задержки дыхания. Распространенность синдрома составляет 5%. Эпидемиологический пик охватывает детей от шести месяцев до полутора лет. После пятилетнего возраста приступы развиваются крайне редко. Гендерные особенности не влияют на частоту патологии, однако у мальчиков проявления чаще исчезают к 3 годам, у девочек – к 4-5.

Аффективно-респираторный синдром у детей

Причины АРС у детей

Детям свойственно испытывать гнев, ярость, обиду, страх, но эти эмоции не всегда приводят к респираторным нарушениям. Причинами апноэ при сильном аффективном возбуждении могут стать:

  • Тип высшей нервной деятельности. Лабильность, неуравновешенность нервной системы проявляются повышенной чувствительностью, эмоциональной неустойчивостью. Дети легко поддаются аффекту, вегетативный компонент выраженный.
  • Наследственная предрасположенность. Положительный семейный анамнез определяется у 25% детей, имеющих аффективно-респираторные приступы. Наследуемым является темперамент, особенности вегетативных реакций.
  • Ошибки воспитания. Пароксизмы формируются, поддерживаются неправильным отношением родителей к ребенку, его поведению, эмоциям. Развитию синдрома способствует вседозволенность, воспитание по типу кумира семьи.
  • Внутренние и внешние факторы . Приступы возникают при воздействии негативных факторов, могут провоцироваться физической болью, накопленной усталостью, нервным напряжением, чувством голода, фрустрацией.

Патогенез

До пяти лет дети неспособны критически относиться к своим эмоциям и поведению, сдерживать, контролировать внешние проявления. Откровенность, прямота, экспрессивность становятся основой ярких аффективных реакций. Плач, испуг провоцируют судорожное сокращение мускулатуры в области гортани. Развивается состояние, напоминающее ларингоспазм: голосовая щель сужается, практически полностью перекрывается, дыхание останавливается. Иногда параллельно возникают тонические и клонические судороги – непроизвольное мышечное напряжение, подергивания. Через 10-60 секунд приступ прекращается – мускулатура расслабляется, дыхание возобновляется. Каждый приступ развивается по фазам: нарастание аффекта, дыхательный спазм, восстановление.

Классификация

Классификация аффективно-респираторных приступов базируется на особенностях и тяжести клинических проявлений. Выделяют четыре типа синдрома:

  • Простой. Самая легкая форма приступа. Проявляется задержкой дыхания при выдохе. Развивается как реакция на травму, фрустрацию. Признаки нарушения кровообращения, оксигенации отсутствуют.
  • Синий. Наблюдается при выражении гнева, недовольства, фрустрации. Прерывистое дыхание на вдохе останавливается, появляется синюшность (цианоз). При задержке дыхания более 10-20 секунд снижается мышечный тонус, возникают судорожные сокращения.
  • Бледный. Отмечается после неожиданного болевого воздействия – удара, укола, ушиба. На высоте аффекта ребенок бледнеет, теряет сознание. Плач проявляется слабо или отсутствует.
  • Осложненный. Начинается как синий или бледный тип. По мере развития возникают клонические, тонические судороги, потеря сознания. Внешне приступ схож с эпилептическим припадком.

Симптомы АРС у детей

Аффективно-респираторные проявления начинаются при плаче, испуге, боли. Ребенок дышит прерывисто, внезапно замолкает, замирает, рот остается открытым. Слышны хрипы, шипение, щелчки. Проявления апноэ непроизвольны. Дыхание прерывается на период от 10 секунд до 1 минуты. Простой приступ завершается спустя 10-15 секунд, дополнительные симптомы отсутствуют. Апноэ после падения, удара сопровождается побледнением кожи, слизистых оболочек. Болевая реакция развивается очень быстро, плач отсутствует либо слышны первые всхлипы. Возникает обморок, пульс слабый или не прощупывается.

READ
Персен, отзывы, цена, показания к применению

Аффективно-респираторный синдром при негативных эмоциях – обиде, ярости, фрустрации – характерен для малышей 1,5-2 лет. Остановка дыхания происходит в момент сильного плача, крика. Сопровождается посинением кожи, одновременным гипертонусом или резким снижением тонуса мышц. Тело ребенка выгибается дугой либо обмякает. Реже развиваются клонические судорожные мышечные сокращения (подергивания). Во всех случаях происходит самостоятельное восстановление процесса дыхания, цвет кожных покровов нормализуется, судороги исчезают. После простого приступа ребенок быстро восстанавливается – начинает играть, бегать, просит еды. Продолжительные приступы с потерей сознания, судорогами требуют более длительного восстановления. После завершения апноэ ребенок тихо плачет, засыпает на 2-3 часа.

Осложнения

Аффективно-респираторный синдром не представляет непосредственной опасности для ребенка. Без адекватного лечения существует риск развития эпилепсии – среди пациентов с данным заболеванием приступы задержанного дыхания в анамнезе встречаются в 5 раз чаще, чем в общей популяции. Эта особенность объясняется врожденной способностью головного мозга чувствительно реагировать на внешние и внутренние факторы. Побочными эффектами аффективно-респираторного синдрома являются кислородное голодание мозга, истощение ЦНС, проявляющиеся астенией, расстройствами памяти, внимания, мыслительной деятельности.

Диагностика

Для диагностики аффективно-респираторного синдрома и его дифференциации с другими заболеваниями, протекающими с приступами нарушения дыхания, судорогами, используются клинические, инструментальные и физикальные методы. Ведущими специалистами являются врач-психиатр и невролог. Диагностический алгоритм включает следующие методики:

  • Опрос. Невролог и психиатр выслушивают жалобы родителя, задают уточняющие вопросы о симптомах приступов, продолжительности, частоте, причинах. Проводят первичную дифференциальную диагностику АРС и эпилепсии. Основные критерии – спонтанность/провоцируемость пароксизмов, учащение при возбуждении/независимость от общего состояния, стереотипность/вариабельность приступов, возраст до 5 лет/ старше.
  • Осмотр. Обязательное физикальное обследование проводится неврологом. Специалист оценивает сохранность рефлексов, чувствительности, сформированность двигательных функций, подтверждает отсутствие или наличие неврологической патологии. При нечеткой клинической картине, скудности жалоб родителей, отягощенном семейном анамнезе назначается осмотр кардиолога, пульмонолога, аллерголога для исключения кардиоваскулярных заболеваний, бронхиальной астмы, аллергии, синдрома апноэ у недоношенных и маловесных детей.
  • Инструментальные методы. Для различения аффективно-респираторного синдрома с эпилепсией выполняется электроэнцефалография. Повышенная биоэлектрическая активность не характерна для АРС. Электрокардиография позволяет исключить заболевания сердца, сопровождающиеся остановкой дыхания. Спирография используется для оценки функциональности легких, выявления причины дыхательного спазма.

Лечение АРС у детей

Лечение аффективно-респираторного синдрома проводится комплексно. Помощь психолога, психотерапевта показана всем детям и их семьям. Решение о необходимости назначения фармпрепаратов принимается врачом индивидуально, зависит от тяжести симптомов, возраста пациента. Используются следующие методы терапии:

  • Психотерапия.Занятия с психологом, психотерапевтические сеансы направлены на коррекцию семейных отношений, выработку эффективной воспитательной тактики. Игровые тренинги ориентированы на прививание ребенку самостоятельности, умения противостоять фрустрации, стрессовым факторам.
  • Прием медикаментов. Детям с аффективно-респираторным синдромом назначаются нейропротекторы, ноотропы, седативные препараты, аминокислоты (глицин, глютаминовая кислота), витамины группы B. Тяжелые рецидивирующие приступы купируются транквилизаторами.
  • Коррекция образа жизни. Для предупреждения усталости, раздражительности ребенка родителям рекомендуется рационально распределять время сна и отдыха, обеспечивать малышу достаточную физическую активность, полноценное питание. Необходимо ограничить просмотр телевизора, компьютерные игры.

Прогноз и профилактика

Прогноз аффективно-респираторного синдрома положительный, симптомы обычно исчезают к 5 годам. Предотвратить приступы помогают психологические приемы при взаимодействии с ребенком: необходимо научиться предчувствовать эмоциональные вспышки и предупреждать их – вовремя кормить малыша, обеспечивать полноценный сон, отдых, активные игры, позволяющие снять эмоциональное напряжение. Плач проще остановить переключением внимания, просьбой выполнить действие (принеси, посмотри, сбегай), а не требованием прекратить проявление эмоций. Фразы «не реви», «не ной» «перестань сейчас же» только усиливают аффект. Детям двух-трех лет стоит объяснять их состояние, указывать на неуместность, неэффективность истерики.

Респираторно-аффективные приступы

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) представляют собой наиболее раннее проявление обмороков или истерических приступов. Слово «аффект» означает сильную, плохо контролируемую эмоцию. «Респираторный» – это то, что имеет отношение к дыхательной системе. Приступы обычно появляются в конце первого года жизни и могут продолжаться до 2-3 летнего возраста. Несмотря на то, что задержка дыхания может показаться преднамеренной, обычно дети не делают этого специально. Это просто рефлекс, возникающий тогда, когда плачущий ребенок с силой выдыхает почти весь воздух из своих легких. В этот момент он замолкает, его рот открыт, но из него не доносится ни единого звука. Чаще всего эти эпизоды с задержкой дыхания не длятся больше 30—60 секунд и проходят после того, как ребенок переводит дыхание и снова начинает кричать.

READ
Грудной сколиоз мкб 10

Иногда аффективно-респираторные приступы можно разделить на 2 типа – “синий” и “бледный”.

“Бледные” аффективно-респираторные приступы чаще всего являются реакцией на боль при падении, уколе. При попытке пощупать и посчитать пульс во время такого приступа – он на несколько секунд исчезает. “Бледные” аффективно-респираторные приступы по механизму развития приближаются к обморокам. В дальнейшем у части детей с такими приступами (пароксизмами) развиваются обморочные состояния.

Однако, чаще всего аффективно-респираторные приступы развиваются по типу “синих”. Они являются выражением недовольства, неисполненного желания, гнева. При отказе выполнить его требования, добиться желаемого, обратить на себя внимание ребенок начинает плакать, кричать. Прерывистое глубокое дыхание останавливается на вдохе, появляется легкая синюшность. В легких случаях дыхание восстанавливается через несколько секунд и состояние ребенка нормализуется. Такие приступы внешне сходны с ларингоспазмом – спазмом мышц гортани. Иногда приступ несколько затягивается, при этом либо развивается резкое снижение мышечного тонуса – ребенок весь “обмякает” на руках у матери, либо возникает тоническое напряжение мышц и ребенок выгибается дугой.

Аффективно-респираторные приступы наблюдаются у детей возбудимых, раздражительных, капризных. Они являются разновидностью истерических приступов. Для более «обычной» истерии у детей раннего возраста характерна примитивная двигательная реакция протеста: ребенок при неисполнении желаний с целью добиться своего падает на пол: беспорядочно бьет о пол ручками и ножками, кричит, плачет и всячески демонстрирует свое негодование и ярость. В этой “двигательной буре” протеста выявляются некоторые черты истерических приступов более старших детей.

После 3-4 лет у ребенка с приступами задержки дыхания или истерическими реакциями могут продолжать отмечаться истерические приступы или быть другие проблемы с характером. Однако существуют способы, которые могут помочь вам предупредить превращение “ужасных двухлеток” в “ужасных двенадцатилеток”.

Принципы правильного воспитания маленького ребенка с респираторно-аффективными и истерическими приступами. Предупреждение приступов

Приступы раздражения являются вполне нормальными для других детей, да и вообще – для людей всех возрастов. У всех из нас случаются приступы раздражения и ярости. Мы никогда не избавляемся от них полностью. Однако, став взрослыми, мы стараемся быть более сдержанными при выражении своего недовольства. Двухлетние дети более откровенны и прямы. Они просто дают выход своей ярости.

Ваша роль как родителей детей с истерическими и респираторно-аффективными приступами заключается в том, чтобы научить детей контролировать свою ярость, помочь им овладеть умением сдерживаться.

В формировании и поддержании пароксизмов определенное значение иногда имеет неправильное отношение родителей к ребенку и его реакциям. Если ребенка всячески оберегают от малейшего расстройства – все ему разрешают и выполняют все его требования – только бы ребенок не расстроился – то последствия такого воспитания для характера ребенка способны испортить всю его дальнейшую жизнь. Кроме того, при таком неправильном воспитании у детей с приступами задержки дыхания могут развиться истерические приступы.

Правильное воспитание во всех случаях предусматривает единое отношение всех членов семьи по отношению к ребенку – чтобы он не использовал семейные разногласия для удовлетворения всех своих желаний. Нежелательно чрезмерно опекать ребенка. Целесообразно определение ребенка в дошкольные учреждения (ясли, детский сад), где обычно приступы не повторяются. Если появление аффективно-респираторных приступов явилось реакцией на устройство в детские ясли, детский сад, наоборот, необходимо временно взять ребенка из детского коллектива и вновь определить его туда только после соответствующей подготовки с помощью опытного детского невролога.

Нежелание идти «на поводу» у ребенка не исключает использование некоторых «гибких» психологических приемов для предотвращения приступов:

READ
Вопрос врачу на определённую тему

1. Предчувствуйте и избегайте вспышек.

Дети скорее разражаются плачем и криком, когда они устали, проголодались или чувствуют, что их торопят. Если вы можете заранее предвидеть такие моменты, вам удастся обойти их. Вы сможете, например, избежать утомительного ожидания в очереди к кассиру в магазине, просто не отправляясь за покупками, когда ваш ребенок проголодался. Ребенку, которого охватывает приступ раздражения во время спешки перед отправкой в ясли в утренние часы пик, когда родители также отправляются на работу, а старший брат или сестра собирается в школу, следует вставать на полчаса раньше или, наоборот, позже – когда в доме станет спокойнее. Узнавайте трудные моменты в жизни своего ребенка и вы сумеете предупредить приступы раздражения.

2. Переключайтесь от команды “стоп” к команде “вперед”.

Маленькие дети более склонны реагировать на просьбу родителей сделать что-то, так называемые команды “вперед”, чем прислушаться к просьбе прекратить делать что-то. Поэтому, если ваш ребенок кричит и плачет, попросите его подойти к вам, вместо того, чтобы требовать прекратить крик. В этом случае он более охотно выполнит просьбу.

3. Назовите ребенку его эмоциональное состояние.

Двухлетний ребенок может оказаться неспособным выразить словами (или просто осознать) свое чувство ярости. Чтобы он мог контролировать свои эмоции, вам следует присвоить им определенное название. Не делая заключения по поводу его эмоций, постарайтесь отразить чувства, испытываемые ребенком, например: “Может быть ты сердишься потому, что не получил пирожного”. Затем дайте ему четко понять, что несмотря на чувства, есть определенные пределы его поведению. Скажите ему: “Хотя ты и рассердился, ты не должен вопить и кричать в магазине”. Это поможет ребенку понять, что есть определенные ситуации, в которых такое поведение не допускается.

4. Скажите ребенку правду относительно последствий.

При разговоре с маленькими детьми часто бывает полезным объяснить последствия их поведения. Объясните все очень просто: “Ты не контролируешь своего поведения и мы не позволим этого. Если ты будешь продолжать, тебе придется уйти к себе в комнату”.

Судороги при респираторно-аффективных приступах

Когда у ребенка при наиболее тяжелых и длительных аффективно-респираторных приступах нарушается сознание, то приступ может сопровождаться судорогами. Судороги бывают тоническими – отмечается напряжение мышц – тело словно деревенеет, иногда выгибается дугой. Реже при респираторно-аффективных приступах отмечаются клонические судороги – в виде подергиваний. Клонические судороги бывают реже и тогда обычно отмечаются на фоне тонических (тонико-клонические судороги). Судороги могут сопровождаться непроизвольным мочеиспусканием. После судорог дыхание возобновляется.

При наличии судорог могут возникать трудности в дифференциальной диагностике респираторно-аффективных пароксизмов с эпилептическими приступами. Кроме того, в некотором проценте случаев у детей с аффективно-респираторными судорогами могут развиваться в дальнейшем и эпилептические пароксизмы (приступы). Некоторые неврологические заболевания также могут быть причиной таких респираторно-аффективных приступов. В связи со всеми этими причинами для уточнения характера пароксизмов и назначения правильного лечения каждый ребенок с респираторно-аффективными приступами должен быть обследован опытным детским неврологом.

Что делать во время приступа задержки дыхания

Если вы относитесь к числу тех родителей, чей ребенок в приступе ярости задерживает дыхание, обязательно сами сделайте глубокий вдох и затем вспомните следующее: задержка дыхания почти никогда не причиняет вреда.

Во время аффективно-респираторного припадка можно какими-либо воздействиями (дунуть на ребенка, похлопать по щекам, пощекотать и др.) способствовать рефлекторному восстановлению дыхания.

Вмешивайтесь пораньше. Гораздо легче остановить приступ ярости, когда он только начинается, чем в то время, когда он в полном разгаре. Маленьких детей часто удается отвлечь. Заинтересуйте их чем-то, скажем, игрушкой или другим развлечением. Даже такая бесхитростная попытка, как та же щекотка, иногда приносит результаты.

Если приступ затянулся и сопровождается длительным общим расслаблением или судорогами – положите ребенка на ровную поверхность и поверните его голову в сторон, чтобы он не задохнулся в случае рвоты. Подробно ознакомьтесь с моими рекомендациями «КАК ПОМОЧЬ ВО ВРЕМЯ ПРИСТУПА СУДОРОГ ИЛИ ИЗМЕНЕНИЯ СОЗНАНИЯ»

После приступа ободрите и успокойте ребенка, если он не понимает, что произошло. Еще раз подчеркните необходимость хорошего поведения. Не отступайте только из-за того, что вам хочется избежать повторения эпизодов с задержкой дыхания.

READ
Покрытие зубов эмалью для укрепления и восстановления

Аффективно-респираторные приступы

Аффективно-респираторные приступы

Аффективно-респираторные приступы являются приступами спазматического плача или выраженного беспокойства ребенка с «закатом» в условиях отрицательной эмоциональной реакции. Наиболее часто наблюдаются у детей с полугода до полутора лет и проявляются в виде эпизодической кратковременной задержки дыхания (апноэ), которая может сопровождаться апноэтическими судорогами и потерей сознания. Несмотря на пугающие проявления, припадки не опасны для жизни ребенка, и в последствие по достижении трех-пятилетнего возраста проходят самопроизвольно, поэтому не требуют лечения.

От аффективно-респираторных приступов страдает не более 5% населения вне зависимости от пола ребенка. Положительный семейный анамнез был выявлен в 25% случаев.

Патогенез

Аффективно-респираторные проявления возникают в условиях повышенной нервной рефлекторной возбудимости и склонности к истероидным реакциям. Когда ребенок плачет или кричит возникает спазм гортани и может наступить задержка дыхания на этапе вдоха, которая вызывает бледность либо синюшность как кожных покровов, так и слизистых рта. Результатом развивавшейся гипоксии становится нарушение регуляции автономной вегетативной нервной системы, развитие тонических судорог, кратковременные обмороки, которые длятся от нескольких секунд до нескольких минут.

Классификация

В зависимости от патогенеза и полноты клинической картины эффективно-респираторные приступы у детей бывают разного типа:

  • Обычный тип – классическое проявление аффективно-респираторного припадка — задержка дыхания на вдохе, которая возникает в результате травмы либо фрустрации — невозможности удовлетворения тех или иных потребностей, внешне напоминает ларингоспазм.
  • Синий тип – невротические или неврозоподобные приступы становятся следствием гнева, фрустрации, иногда — боли, в процессе плача ребенок может делать форсированный выдох, происходит задержка дыхания, которая вызывает вегетативно-сосудистые нарушения: цианоз (синюшность кожных покровов), потерю мышечного тонуса, расширение зрачков и синкопальное состояние, чаще всего дети сами приходят в сознание или засыпают на несколько часов; для этого типа аффективно-респираторных припадков характерно отсутствие постиктальной фазы и нормальная ЭЭГ.
  • Бледный или белый тип (аффективно-респираторные синкопы) – в отличие от синего типа вызывает бледность кожных покровов, асистолию и возникает во время плача или его отсутствия, также при нормальной ЭЭГ приводит к обмороку и не имеет пост-иктальной фазы.
  • Аффективно провоцируемые эпилептические припадки или так называемый осложненный тип – считается более выраженной и тяжелой формой вышеописанных типов приступов, которые начинаются как «синий» либо «бледный» и переходят в псевдо эпилептический припадок, ЭЭГ вне приступов обычно нормальная.

Причины

Как проявление повышенно-эмоционального состояния аффективно-респираторные припадки являются наиболее ранним проявлением истерических пароксизмов и обычно возникают в ответ на:

  • чувство разочарования, гнева, испуга, радости и другие сильные эмоциональные потрясения;
  • насильственное кормление;
  • сильную боль, например, при падении с высоты в результате рефлекторной асистолии возникают «бледные синкопы», что особенно опасно для детей с заболеваниями сердца.

Способствовать развитию приступов аномального дыхания может нервное напряжение, голод, усталость, неврастения и невроз, гиперопека, нарушения обмена витамина Д, гипокальциемия и гипогемоглобинемия.

Симптомы

В зависимости от типа аффективно-респираторного припадка симптоматика может отличаться, но в целом она состоит из следующих реакций:

  • остановки дыхания, вызванной криком или плачем;
  • посинения или побледнения;
  • резкой гипотонии (ребенок обмякает);
  • кратковременной потери сознания, за которой может последовать несколько часовой сон;
  • непроизвольное мочеиспускание;
  • возникновение судорог.

Если вовремя не купировать аффективно-респираторные пароксизмы, то впоследствии гипоксии у ребенка может наблюдаться:

  • кратковременная утрата сознания;
  • клонико-тонические либо тонические судороги;
  • послеприступная вялость и сонливость;
  • энурез.

Анализы и диагностика

Самое главное, чтобы респираторные аффективные пароксизмы не были спутаны с эпилептическими припадками, ведь чаще всего изучают лишь амнестические данные и забывают о необходимости установления связи между приступами и эмоциональными реакциями с невротическими проявлениями. На ЭЭГ не удается выявить патологию.

Лечение

Так как патология обычно проходит с возрастом, для здоровья и благополучия семьи самое важно быть полностью информированы и понимать, что проявления исключительно аффективно-респираторные, синдром, несмотря на свою пугающую картину, возрастной. Главное, оказывая первую помощь не нанести травм ребенку и не ухудшить состояние, ведь обычно любые старания недостаточно информированных родителей малоэффективны.

READ
Гирудотерапия при артрозе и артрите коленного сустава

При частых и тяжелых приступах могут помочь сеансы индивидуальной и семейной психотерапии. Обычно главной целью терапии является устранение невротизирующих факторов, решение проблемы истероидности родителей, неправильного отношения к ребенку.

Доктора

Бурмистров Александр Викторович

Бурмистров Александр Викторович

Червонная Оксана Юрьевна

Червонная Оксана Юрьевна

Григорьева Светлана Александровна

Григорьева Светлана Александровна

Лекарства

Дети с аффективно-респираторными припадками обычно не требуют госпитализации, но может понадобиться терапия, направленная на купирование приступов судорог – аналогичная как при фебрильных. Также рекомендовано наблюдаться у невропатолога. Квалифицированный специалист, проконсультирует и разъяснит природу патологического состояния, поможет подобрать средства для улучшения метаболизма в структурах нервной системы, ноотропы, а также при необходимости назначить препараты:

  • седативные, в том числе сборы успокаивающих трав;
  • противосудорожные;
  • общеукрепляющие.

Процедуры и операции

Семейная и индивидуальная психотерапия.

Первая помощь

При аффективно-респираторных пароксизмах необходимо восстановить дыхание, для этого можно:

  • воздействовать тактильными раздражителями — легонько похлопать ребенка по щекам, дунуть в лицо или побрызгать водой;
  • повлиять на вестибулярные рецепторы – поменять положения тела или встряхнуть малыша;
  • поднести к ребенку тампон с нашатырем не ближе чем на 10 см, чтобы он подышал парами аммиачного раствора.

Комаровский об аффективно-респираторных приступах у детей

Лучше всего разъясняет, что такое аффективно-респираторный приступ популярный и любимый всеми мамочками доктор Комаровский. В своей телепередаче «Спросите у доктора Комаровского» он говорит о том, что припадок обычно начинается с ситуации, когда ребенок под действием каких-то неприятных внешних факторов, например, страха или отказа выполнить то, что он хотел, а также боли и испуга.

Ребенок начинает истерически плакать, при этом у него останавливается дыхание на какое-то время – так сказать чадо «заходится в плаче». В медицинской науке такое состояние называется аффективно-респираторный приступ, то есть в состоянии неконтролируемой отрицательной сильной эмоции — в состоянии аффекта происходит внезапная остановка дыхания.

Как правило, эти пароксизмы могут начинаться уже после 6 месяцев жизни и без всякого лечения рано или поздно заканчиваются. Обычно максимум в 4, крайне редко — в 4,5-5 лет аффективно-респираторные приступы перерастаются и они являются неким этапом развития нервной системы. Они, чаще всего, не нуждаются ни в каком лечении, хотя рекомендуется показать ребенка врачу, ведь все-таки может быть опасной для здоровья ситуация, когда:

  • остановка дыхания длится более минуты, бывает это крайне редко;
  • у ребенка тяжелые рефлекторные аноксические припадки с остановками дыхания более 30 секунд возникают чаще, чем 2-3 раза в неделю.

Что делать при аффективно-респираторных приступах?

Главная задача – не допустить падения ребенка, и соответственно — травматизации, поэтому лучше всего спокойно подойти к малышу, обнять его, тем самым предотвратив падение. Важно при этом не истерить самому родителю и не меняться в лице. Помимо этого, можно положить на лицо ребенка что-то холодное или даже смочить руку холодной водой и брызнуть на ребенка. Главное, относиться к этому спокойно, ребенок всегда это перерастает, если синдром не является поводом для личных истерик и паники родителей и родственников.

Если припадок был спровоцирован невыполнением желания ребенка, то нужно понимать, что, после того как чадо пришло в себя, нельзя поддаваться на провокацию – не выполнять то, что хотел малыш, не обсуждать происшедшее и не наказывать. Хорошо, если мать или отец сделают вид, что ничего не произошло. Ведь в противном случае вы подсказываете неправильный механизм решения проблем и способствуете развитию неврастении в будущем.

Список источников

  • Студеникина В. М. М. Эпилепсия в нейропедиатрии. «Династия», 2011. – С. 373–389.
  • Под ред. Гузевой В.И. Федеральное руководство по детской неврологии. – М.: ООО «МК», 2016 – С. 289-290.
  • Союз педиатров России. Педиатрия: национальное руководство. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. – С. 925-927.

Автор-составитель: Дарья Слободянюк – биолог, медицинский журналист Специальность: Эмбриология, Цитология, Гистология подробнее

Образование: Окончила Николаевский национальный университет им. В. А. Сухомлинского, получила диплом специалиста с отличием по специальности «Эмбриолог, цитолог, гистолог». Также, окончила магистратуру по специальности «Физиология человека и животных, преподаватель биологии». С отличием пройден курс по дисциплине «Фармакология».

Опыт работы: Работала старшим лаборантом кафедры Физиологии и биохимии Николаевского национального университета им. В. А. Сухомлинского в 2010 — 2011 гг.

READ
Бросил курить когда восстановится потенция

Аффективно -респираторный синдром — причины, проявление и лечение.

Аффективно-респираторный синдром у детей в возрасте до 5 лет выявляют в 5 процентах случаев. Он встречает довольно редко, но с каждым годом подобные случаи учащаются. Болезнь диагностируется врачами, если во время эмоционального напряжения у ребёнка проявляются симптомы апноэ: невозможность дыхательной функции на протяжение 1 минуты. Часто апноэ сопровождается судорогами и кратковременными обмороками.

В такие моменты мозгу сложно справляться с трудностями, появляется нехватка кислорода, что влечёт за собой неприятные последствия для здоровья нервной системы. Эти причины служат тому, что мировое здравоохранение на принудительной основе советует детям с таким заболеванием регулярно проходить обследования у врачей даже, если болезнь протекает в лёгкой форме.

Аффективно-респираторный синдром: причины

Следуя МКБ 10, Аффективно-респираторный синдром можно отнести к группе истерических расстройств личности. Но важно осознавать, что эмоциональные перепады у ребёнка не всегда обязаны проявляться в приступах апноэ.

Аффективно-респираторный синдром у детей часто сравнивают с эпилепсией, протекающей в более лёгкой форме. Но не стоит забывать, что это самостоятельное заболевание, которое требует индивидуального рассматривания и лечения. Исходя из всё того же МКБ 10, нужно выделить, что Аффективно-респираторный синдром имеет свой код – F60.4.

На первый взгляд, данное заболевание кажется опасным и устрашающим, но в своей сути оно не приводит к летальным исходам, а скорее указывает на серьёзные патологии в организме ребёнка. Чтобы лучше знать врага в лицо, необходимо разобраться в причинах возникновения заболевания.

Почему происходят приступы

  • Чрезмерная чувствительность, психологическая неуравновешенность на фоне особенностей нервной системы: по причине темперамента или особенностей в висцеральной нервной системе;
  • Причина наследия. К примеру, повышенная возбуждённость передаётся наследственно. По статистике 25 процентов детей с подобным синдромом рождаются в семьях, где уже встречалась это заболевание;
  • Если ребёнок воспитывается в не лучшей психологической обстановке, когда родители часто ссорятся и допускают частые конфликтные ситуации. Всё это влияет на психику ребёнка.

Возрастные нормы

Аффективно-респираторный синдром нечасто диагностируют у маленьких детей. С взрослением также сложно определить заболевание, ведь если ребёнок плачет, он просто общается с миром (по – другому он попросту не умеет), поэтому считать это симптомом в корне неправильно. Находясь уже в более взрослом и осознанном возрасте, дети рассматривают плач, как способ добиться желаемого: получить игрушку, конфету или развлечение.

Способность контролировать эмоции появляется у ребёнка в возрасте от 4 до 5 лет. Именно в этом возрасте Аффективно-респираторный синдром выявляется реже всего. Если же дети не способны контролировать свои эмоции – это свидетельствует о потенциальном симптоме болезни.

Аффективно-респираторный синдром МКБ: проявления

Индивидуальность характера сильно воздействуют на состояние вегетативной нервной системы: мышцы в глотке ребёнка сокращаются, из-за чего ему становится невозможно нормально дышать. Обычно такое состояние длится не более 1 минуты. Оно проявляется следующим образом:

  • Пациент перестаёт контролировать свои эмоции, он замирает и перестаёт выполнять привычные дыхательные процессы;
  • Проявляются спазмы;
  • В конечном итоге ребёнок расслабляется и восстанавливает дыхание. Аффективно-респираторный синдром, проявляющийся в лёгкой форме позволяет ребёнку довольно быстро приходить в сознание и продолжать обыденную жизнь. После приступа ребёнок может прийти в покой и уснуть на несколько часов.

Провоцируют приступ:

  • Страхи;
  • Раздражения;
  • Грусть, обиженность;
  • Излишняя радость, сильное возбуждение;

Аффективно-респираторный синдром: МКБ, классификация

  1. Легкая стадия. Длится около 15 секунд, ребёнок не способен нормально дышать. Опасности для мозга нет, но всё равно стоит обратиться к неврологу.
  2. «Бледная» стадия. Возникает из-за внешних факторов. Например, из-за боли, удара, укола или падения. При приступах, у ребёнка наблюдается бледность, он может упасть в обморок. Аффективные симптомы типа плача или крика могут не проявляться.
  3. «Синяя» стадия. Катализатором приступов является окружающая обстановка: стресс, давление, сильное возбуждение. Симптомами при этой стадии являются: кожа становится синей, апноэ длится около 20 секунд, в редких случаях проявляются судороги.
  4. Осложнённый Аффективно-респираторный синдром. Часто проявляется у грудничков. Данная стадия отличается от прошлых своей сложностью и длительностью приступов. Синдром проявляется не только из-за темперамента или характерных особенностей, но и из-за проблем с ЦНС.
READ
Как усыплять детей или секрет: как уложить ребенка

Прогнозы и лечение Аффективно-респираторного синдрома

Какие могут быть осложнения:

  • Эпилепсия;
  • Гипоксия;
  • Проблемы с памятью;
  • Растерянность;
  • Расстройство в мыслительных действиях;
  • Проблемы с речью.

Чтобы сократить количество и сложность приступов у детей, опытные неврологи советуют наблюдаться у психотерапевта и на регулярной основе проходить лёгкую реабилитацию в клиниках:

  • Песочной терапией;
  • Микротоком;
  • Сенсорной интеграцией;
  • Нейропсихологической коррекцией.

При возникновение даже неочевидных симптомов подобного расстройства, следует обращаться к специалистам в целях предотвращения развития заболевания. Нужно понимать, что первая стадия с возрастом может развиться, что сильно затруднит лечение. Если находиться на постоянном наблюдение у врачей и следовать всем рекомендациям, с аффективно-респираторным синдромом можно жить спокойно.

Причины и лечение аффективно-респираторных приступов у детей

АРП или аффективно-респираторные приступы у детей – остановки дыхания (апноэ), носящие эпизодический и кратковременный характер, возникающие на фоне эмоционального перевозбуждения. Апноэ нередко сопровождается потерей сознания. Чаще всего приступы не приводят к негативным последствиям, тем не менее, состояние ребенка требует постоянного наблюдения со стороны невролога и кардиолога.

аффективно респираторные приступы

Гарантия эффективности лечения АРП – индивидуальный подход к ребенку со стороны врача и родителей.

Причины АРП

Ведущим фактором, провоцирующим аффективно-респираторные приступы у детей, называют наследственность. Чаще приступы возникают у малышей, чьи родители также страдали в детстве эпизодами АРП. Наследственная предрасположенность наблюдается у каждого четвертого ребенка, страдающего АРП.

Дополнительные причины возникновения приступов:

  • Факторы внешнего и внутреннего характера, к примеру, сильная усталость, боль, ощущение голода, страха, нервное перенапряжение.
  • Пробелы воспитания. Привести к формированию предрасположенности к АРП могут неверные воспитательные приемы, выраженные во вседозволенности, попустительстве, отсутствии поведенческих рамок.

Аффективно-респираторные приступы свойственны детям высшего нервного типа, характеризующегося неуравновешенностью, повышенной возбудимостью, эмоциональностью, лабильностью.

Симптоматические проявления

Аффективно-респираторные приступы (приступы задержки дыхания) у ребёнка – это достаточно редкие появления апноэ, во время которых могут происходить судороги и потеря сознания.

В большинстве случаев АРП не несут опасности для жизни ребёнка, чаще всего, с возрастом, эти приступы проходят.

Однако игнорировать такие проявления нельзя, и при наблюдении ниже перечисленных симптомов следует обязательно обращаться к врачу.

Синдром подразделяется на четыре основных типа, для каждого из которых свойственны определенные клинические признаки:

  • Простой. Легкая форма, для которой характерен только приступ задержки дыхания. Не сопровождается изменением оттенка кожных покровов, нарушением кровотока.
  • Синий. Является результатом эмоционального перенапряжения. Дыхание становится прерывистым на пике вдоха, наблюдается его остановка, а также синюшность кожных покровов. Если приступ длится более 20 секунд, вероятно появление судорожных состояний.
  • Бледный. Развивается на фоне неожиданной боли, то есть, привести к возникновению могут прививки или уколы. Сопровождается кратковременной остановкой дыхания, потерей сознания.
  • Осложненный. Начала характерно для приведенных выше двух типов. По мере развития появляются тонические судороги, возможна потеря сознания.

При обращении к врачу родителям ребенка важно точно описать симптомы, которыми сопровождается приступ, это поможет подобрать оптимальный вариант терапии.

Клинические проявления осложненного типа АПР являются схожими с эпилептическим припадком. В такой ситуации важно своевременно исключить или подтвердить диагноз «эпилепсия», что требует обращения к неврологу.

Осложнения и последствия АРП

Негативные последствия АРП исключены при условии своевременной диагностики и назначения лечения, синдром не несет опасности для ребенка в целом. Однако, отсутствие врачебного вмешательства при необходимости такового может привести к истощению центральной нервной системы, что чревато снижением памяти, рассеянностью, низкой способностью к концентрации внимания.

аффективно респираторные приступы у детей припадки

В ряде случаев аффективно-респираторные приступы могут привести к развитию эпилептических припадков. Согласно данным ВОЗ, каждый пятый ребенок, страдающий этим заболеванием, имеет в анамнезе приступы задержки дыхания. Соответственно, оставлять без должного врачебного внимания АРП категорически нельзя.

Отличия АРП от эпилепсии

Важно представлять отличия аффективно-респираторных приступов от эпилептических припадков. Основными из них являются:

  • Эпилепсия характеризуется риском развития приступа в любое время, тогда как АРП возникает чаще, если ребенок устал, чувствует боль, голод.
  • Приступы пароксизма могут протекать в различных формах и с различной тяжестью.
  • Пароксизм развивается не ранее 6 месяцев и длится до 5 – 6 лет. Эпилептические припадки могут возникать с рождения, и относятся к категории вневозрастных заболеваний.
  • АРП крайне редко развиваются во сне.

Важно исключить самостоятельную диагностику. При появлении у ребенка признаков, которые могут указывать на то или иное заболевание, следует немедленно обратиться к специалисту.

Лечение аффективно-респираторных приступов

Лечение, подбор лекарственных препаратов, определение схемы и дозировки приема медикаментов осуществляется только после постановки диагноза. В большинстве случаев ребенку не требуется проведения консервативной терапии, достаточно коррекции процесса воспитания и соблюдения родителями ряда правил.

READ
Как загорать правильно

Медикаментозная терапия

При тяжелых формах АРП ребенку может потребоваться лечение, основанное на приеме медикаментозных средств. Чаще консервативная терапия базируется на использовании седативных препаратов, витаминов, отнесенных к группе В, нейропротекторов.

В рамках лечения детей чаще практикуется использование настоев и отваров лекарственных трав, обладающих успокаивающими свойствами. Готовят их самостоятельно с применением натурального растительного сырья или приобретают готовые препараты на спиртовой основе. Дозировка подбирается с учетом состояния ребенка и его возраста.

Хорошими успокаивающими свойствами обладают теплые ванны с отваром хвои или любой морской солью. Для получения нужного результата проводить водные процедуры рекомендуется перед сном. Вода должна быть комфортной для ребенка температуры.

Принимать лекарственные препараты допустимо только при наличии врачебного предписания. Самостоятельный прием любых средств может привести к негативным для ребенка последствиям.

Советы родителям

аффективно респираторные приступы у детей

В большинстве случаев аффективно-респираторные приступы являются результатом неверно применяемых к ребенку приемов воспитания или отсутствия такового в целом. Если необходимость в применении медикаментозного лечения отсутствует, родителям рекомендуется обратить внимание на следующие правила, которые помогут снизить вероятность возникновения приступов:

  • Важно избегать факторов, которые могут спровоцировать очередной приступ. В числе таких причин называют голод, страх, боль.
  • Если ребенок посещает детский сад, рекомендуется своевременно поставить воспитателя в известность о возможности приступа.
  • Рекомендуется определить ребенка в детский сад, если он не посещает это учреждение. В детском коллективе он научится вести себя подобающим образом. Если приступы являются результатом нежелания идти в сад, важно проконсультироваться с психологом, который выявит причину и поможет устранить ее.
  • Важно уметь переключать внимание. Если ребенок начал капризничать, при этом плач усиливается, требуется акцентировать его внимание на чем-либо, что поможет отвлечь от истинной причины конфликта.
  • Важно четко обозначить границы. Ребенок должен знать, что дозволено ему а что делать нельзя. При этом налагать запреты следует спокойным тоном. Также требуется объяснять ребенку последствия нарушения правил, например, нельзя есть мороженое, так как может заболеть горло.

Комплекс лечения, не основанный на приеме медикаментозных препаратов, включает также соблюдение ребенком режима дня и питания. Малыш должен получать достаточное количество витаминов и микроэлементов. Родителям рекомендуется помнить, что основным методом лечения АРП является положительная и доброжелательная обстановка внутри семьи. Именно спокойная уютная атмосфера поможет ребенку чувствовать себя более уверенно.

Клиника с Нуля

Телефон

Это тот случай, когда и название пугает, и сам приступ выглядит устрашающе, но к счастью, никакой угрозы жизни ребёнку он не несёт. Сегодня расскажем, что это за приступы такие, какие виды приступа бывают, что делать во время приступа и после, а также расскажем о методах лечения.

Ликбез

Для начала разберёмся, что такое аффективно-респираторные приступы. Это доброкачественные пароксизмальное неэпилептическое расстройство. Встречается у 0,1-4,6% всех маленьких детей. Чаще всего встречаются у детей в возрасте от 6 месяцев до 6 лет, первый приступ чаще всего происходит в возрасте 18 месяцев. Приступ заключается в следующем: во время сильного плача ребёнок задерживает дыхание, не дышит несколько секунд, обычно меньше минуты, и после теряет сознание.

В течение минуты дыхание восстанавливается и ребёнок приходит в сознание. Несмотря на то, что выглядит это пугающе, ребёнку это состояние никак не вредит.

Причины возникновения приступа неизвестны, но доказано, что существует генетическая предрасположенность к возникновению приступа. У 20-35% таких детей есть родственники, который имели аффективно-респираторные приступы в детстве.

Большинство детей с аффективно-респираторными расстройствами имеют от 1 до 6 таких приступов в неделю, но около 15-25% таких детей могут также иметь до нескольких эпизодов в день. Чаще всего приступы случаются в возрасте 12-24 месяцев.

READ
Покрытие зубов эмалью для укрепления и восстановления

Виды аффективно-респираторных приступов

Аффективно-респираторные приступы делятся на два вида.

Первый тип «Синий тип» или цианотичный. На высоте плача ребёнок выдыхает, но вдохнуть не может, замирает, лицо синеет и он обмякает. После этого происходит звучный вдох и громкий плач или потеря сознания на время до минуты.

После дыхание восстанавливается и ребёнок приходит в себя и какие-то время после приступа может быть вялым.

Второй тип «Бледный тип». Как правило связан с резким испугом или лёгкой травмой, за которой последовала резкая боль. Ребёнок даже не успевает заплакать, но замирает на время до 30 секунд, затем резко становится бледным, перестаёт дышать и отключается.

После этого возможно развитие тонического приступа с припадками, с напряжением всего тела и наре с недержанием мочи. Приступ проходит в течение 1 минуты. Причиной «бледного типа» является резкое замедление частоты сердцебиения из-за резко возросшей активности блуждающего нерва. После приступа ребёнок ещё некоторое время остаётся вялым и бледным.

И первый, и второй тип приступа может возникать у одно и того же ребёнка, но как правило, преобладает один вариант.

Во время приступа…

Всё же не стоит забывать о правилах безопасности во время приступа. Родителям, дети которых столкнулись с таким недугом, стоит пройти курсы неотложной помощи, где обучают, как правильно делать искусственное дыхание, массаж сердца и так далее. Не обязательно эти действия пригодятся, но подстраховаться и быть готовым нужно.

Чего нельзя делать во время приступа:

  • трясти ребёнка
  • брызгать на него холодной водой
  • пытаться засунуть какие-либо предметы в рот.

Что нужно делать:

  • уложить ребёнка на бок,
  • обеспечить безопасность, если у ребёнка начнутся непроизвольные движения головой или конечностями.

Что делать после приступа?

Если приступ произошёл впервые, то необходимо связаться со своим педиатром для назначения необходимых обследований. Обследования нужны, чтобы исключить тяжёлые нарушения организма и подтвердить, что приступ именно аффективно-респираторный.

Какие обследования могут быть назначены?

  1. ЭКГ с последующей консультацией кардиолога для исключения тяжёлых нарушений ритмов сердца.
  2. ЭКГ с последующей консультацией невролога для исключения эпилепсии. Стоит отметить, что ЭКГ не всегда будет необходим, иногда диагноз очевиден, иногда нужно более тщательное обследование, например, ЭЭГ-мониторинг. Об этом, как правило, вам сообщит доктор.
  3. Клинический анализ крови и анализ на определение ферритина в сыворотке. Доказано, что подобные приступы могут быть связаны с дефицитами железа. Врач может назначить препараты железа по результатам анализов, так как известно, что повышение железа в крови при дефиците снижает количество приступов, а в 30-50% случаев прекращает их полностью.

После обследований, когда все тяжелые патологии исключены и родители понимают, что для ребёнка нет угрозы, то следующие приступы переносятся гораздо легче и спокойнее.

Лечение

Вне зависимости от наличия дефицита железа в организме, назначение препаратов железа в лечебной дозировке на срок 16 недель улучшают ситуацию не только у детей с анемией, но и у детей без признаков дефицита.

Стараться избегать ситуаций, провоцирующих приступ. Как показывает практика, это практически невозможно, но попробовать стоит.

К счастью, этот приступ не остаётся с человеком на всю жизнь и проходит в среднем к 4 годам, к 8 максимум.

Дети с аффективно-респираторными приступами абсолютно не отличаются от остальных детей, их интеллектуальное и нервно-психическое развитие остаётся на уровне их сверстников. При этом, не увеличивается риск развития эпилепсии, но в подростковом возрасте чаще случаются обмороки.

Аффективно-респираторные приступы представляют собой приступы, в ходе которых ребёнок во время плача задерживает дыхание на несколько секунд, что приводит к потере сознания. В некоторых случаях возможно возникновение судорог, это зависит от типа приступа. Сам приступ длится от нескольких секунд до минуты и не несёт никакой угрозы жизни и здоровью ребёнка. Проходит приступ к 4-6 годам, максимум к 8 годам. Самое главное родителям, у деток которых случился такой приступ – не паниковать и обратиться к врачу для назначения необходимых обследований, чтобы исключить более тяжелые патологии организма. Берегите себя и своих детей и будьте здоровы!

Ссылка на основную публикацию